Теоретические аспекты формирования художественного образа в музыкально-исполнительской деятельности

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ В МУЗЫКАЛЬНО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По МДК 01.02. «Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности»

ПМ.01. Преподавание в области музыкальной деятельности

Специальность 050148 Педагог дополнительного образования в области музыкальной деятельности

(углубленная подготовка)

Очная форма обучения

 

Выполнила:

                                         Пособилова Алина Сергеевна,

                             студентка IV курса, 41-М группы

 

Руководитель:

                            Купянская Наталья Ивановна,

                                                     преподаватель МДК 01.02

 Подготовка педагога дополнительного образования в                                               

                                                         области                                                              музыкальной деятельности

 

Работа допущена к защите:

«___»_______201__г.

Руководитель

___________/______________

(подпись)                        (ФИО)

 

Работа защищена

«___»_______201__г.

Отметка «_______________»

Руководитель

____________/___________

(подпись)                          (ФИО)

 

 

                              Старый Оскол-2017                            

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ В МУЗЫКАЛЬНО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Вокальное искусство как особый вид искусства……………………

1.2. Художественный образ как музыкально-педагогическая категория……

1.3. Творческое воображение как условие формирования художественного образа вокального произведения………………

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ

2.1. Этапы работы над вокальным произведением: от первичного восприятия к художественному образу………………………

2.2. Методы и формы работы по формированию художественного образа как ведущего компонента музыкально-исполнительской деятельности………

  2.3. Особенности и этапы работы над художественным образом, на основе проведенной практической работы над произведением А.Ермолова «Родина»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Неотъемлемым звеном музыкальной культуры является исполнительское искусство, которое связано, прежде всего, с воспроизведением и созданием художественных ценностей. Вокальное искусство – особый вид искусства. В нём объединяются три составляющие: идея, заложенная в произведение автором музыки, идея автора текста и, наконец, – деятельность исполнителя, который должен выразить то, что заложено поэтом и композитором. Показателем исполнительского мастерства является способность убедительно раскрыть заложенный в произведении художественный образ. Известно, что в вокальном искусстве, как и в любом художе­ственно-творческом процессе трудно разграничить техническую и художественную составляющую. Постановка голоса неразрыв­но связана с художественно-образной частью изучаемого мате­риала ещё и потому, что вокальное творчество является частью огромного пласта музыкального искусства и музыкальной куль­туры.

Проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и умение передать характерное для данного автора, данного жанра, данной эпохи исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов.  

Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения методов и приёмов работы по формированию художественного образа как ведущего компонента музыкально-исполнительской деятельности в вокальных произведениях.

Пение - практический вид деятельности, основной формой которой является работа над вокальным произведением. Важно, чтобы произведение было исполнено на хорошем вокально-техническом и художественном уровне. При этом необходимо помнить о единстве художественного и технического развития обучающегося.

Как известно, суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» художественное произведение, раскрыть в своём исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, её эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесён собственный, пусть небольшой, но индивидуальный опыт понимания и переживания музыки, что придаёт вокальному произведению особую неповторимость и убедительность.

Проблема  исследования обусловлена необходимостью изучения методов и приёмов работы над художественным образом  в вокальном  произведении.

Цель исследования: выявить специфику работы над вокальным произведением в процессе работы над художественным образом.

Объектом исследования: являетсяраскрытие художественного образа в вокальном произведении.

Предмет исследования: методы и приёмы работы над вокальным произведением в процессе музыкально-исполнительской деятельности.

Исходя из цели нашего исследования, сформулированы следующие задачи:

· Изучить понятия: вокальное искусство,  художественный образ;

· Рассмотреть творческое воображение как условие формирования художественного образа;

· Систематизировать компоненты музыкально-исполнительской деятельности по способам формирования;

· Проанализировать методы и приемы работы над вокальным произведением в процессе музыкально-исполнительской деятельности;

· Выявить особенности и этапы работы над художественным образом, на основе проведенной практической работы над произведением А.Ермолова «Родина».  

Структура квалификационной работы определяется логикой исследования и обусловлена целью и задачами работы, которая состоит из введения, двух глав, шести  параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования художественного образа в музыкально- исполнительской деятельности» изучены понятия вокальное искусство,  художественный образ, творческое воображение как условие формирования художественного образа вокального произведения.

   Во второй главе «Методические основы работы над художественным образом в музыкально-исполнительской практике»  проанализированы  методы и приемы работы над вокальным произведением; систематизированы компоненты музыкально-исполнительской деятельности по способам формирования; выявлены        особенности и этапы работы над художественным образом, на основе проведенной практической работы над произведением А.Ермолова «Родина»

Методологической основой представленной работы явились научные труды, методические разработки, учебные пособия, исследования следующих учёных: Горюнова Л., Терентьева Н.А., Раппопорт С. по развитию художественно-образного мышления детей; Б.М.Теплова, Р.С.Немова по психолого-педагогическим особенностям детей и подростков; Д.Б.Кабалевского, В.В Емельянова, Л.Б.Дмитриевой, по методике музыкального образования и вокального воспитания; Г.П. Стуловой по дидактическим основам обучения пению.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования: аналитический (сравнительно сопоставительный анализ искусствоведческой и методической литературы), эмпирический (беседа, опрос, наблюдения).

 В заключении подводятся итоги, делается вывод о том, что работе по созданию художественного образа вокального произведения способствует решение комплекса задач. Сюда входит и решение технологических вопросов (работа над певческим дыханием, звуковедением, артикуляцией, ансамблем и т. д.),   и реализация творческих задач (интерпретирование художественного образа, осмысление средств художественной выразительности произведения),  педагогические задачи (освоение вокально-хоровых навыков, навыков точного интонирования, расширение представлений о  музыкальной культуре), и психологические аспекты (развитие творческого мышления, воображения, творческой активности исполнителя), и задачи эстетические (формирование эстетического вкуса, эстетических эмоций). Комплекс этот – целостный и неразделимый.

Список используемых источников содержит 31 источник.

В разделе Приложение представлено методическое пособие для …….

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: