ГЛАВА III. Этапы творческой работы музыкального руководителя над песней

На примере песни композитора Ольги Юдахиной на стихи детского поэта Владимира Степанова «Праздник Король» можно рассмотреть этапы создания музыкального образа песни Образцовым детским коллективом вокально-эстрадной студии «Фортуна». Композитор Ольга Юдахина – член Союза Композиторов России, художественный руководитель известного ансамбля «Домисолька», имеет большой практический опыт и знание природы детского голоса. За годы творческой работы с детьми, она написала более 500 песен, и все они любимы детьми. На текст Владимира Степанова была создана песня «Праздник Король», где слово и музыка в синтезе передали самые яркие детские переживания, связанные с праздником, с песней, танцами, выступлением на сцене. Эти чувства эмоционально близки каждому музыканту – исполнителю, т.к. отражают итог их творческой работы.

«ПРАЗДНИК КОРОЛЬ»

(муз. О. Юдахина, сл. В. Степанов)

Снова праздник зажёг золотые огни,

Снова вместе собрал он друзей.

И танцуют они, и смеются они,

И вращают чудес карусель.

Праздник – это Король, что красив и богат

Дарит щедро он радость вокруг.

В королевстве его никогда не грустят,

Никогда не бывает разлук.

Припев: Станет радостней мир от улыбок и песен,

Станет радостней мир от любви и тепла.

Станет радостней мир, веселей и чудесней.

Если Праздник Король, если Праздник Король

Будет с нами всегда!

Никого в этот час нет счастливее нас,

Никого не найти веселей.

Сколько песен вокруг, сколько радостных глаз

Праздник – это Король Королей.

Мы по лесенке лунной на небо бежим

И бросаем на землю цветы.

Праздник, ты никуда уходить не спеши,

Ты исполни все наши мечты.

Процесс работы над песней состоял из нескольких этапов. Кратко их можно перечислить как:

  • Поиск художественного материала (песни)
  • Разучивание музыкального материала
  • Работа над выразительными средствами исполнения, над текстовым осмыслением, фразировкой, характером звука, нюансировкой
  • Создание исполнительской интерпретации на уровне воплощения музыкального исполнения (собственная аранжировка, темп – более стремительный, в ритмическом рисунке больше синкоп, используются форшлаги, гармоническая вокальная структура обогащена трёхголосием + бэк-вокалом). Партия бэк-вокала соло была создана воспитанницей ансамбля, что само по себе ценно как элемент самостоятельности в творчестве
  • Создание сценического костюма
  • Совместная сценическая постановка эстрадного номера с коллективом «ТанцCLASS» «Академической гимназии №56»
  • Создание атмосферы психологического единомыслия исполнителей – вокалистов и исполнителей-танцоров

В результате творческой работы был создан, на наш взгляд, яркий художественный образ, соответствующий замыслу авторов, но, всё же, имеющий свой художественный образ исполнения. Исполнительскую культуру певцов высоко оценили на Всероссийском детском эстрадном конкурсе «Восходящая Звезда», где за исполнение песни «Праздник Король» ансамбль завоевал звание Победителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

С нашей  точки зрения, создание яркого художественного образа, выработка собственного творческого почерка, узнаваемость «творческого лица» - необходимые условия творческого исполнителя. Эти качества создают неповторимый образ певца, говорят о его высокой исполнительской культуре. Художественно-педагогический процесс оказывает непосредственное влияние на формирование профессиональных качеств, необходимых музыканту – исполнителю.

В квалификационной дипломной  работе были предприняты попытки рассмотреть художественный образ вокального произведения  как музыкально-педагогическую категорию процесс и проследить этапы творческой работы над вокальным произведением, методы и формы работы по формированию художественного образа.

Как известно, пение - это музыка, обогащенная словом. Оно воздействует на слушателя и средствами музыки, и средствами поэзии. Поэтому исполнителю необходимо «погрузиться», прежде всего, в поэтический мир автора текста вокального произведения, понять его смысл, образность, интонационно-ритмическую организацию.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

По выражению композитора В. Астафьева «Музыка – образно - звуковое отображение действительности».

Для полного раскрытия музыкально-художемтвенного  образа в песне подразумевается актерское самовыражение исполнителя. Можно вывести такую формулу для последующей работы: «содержание памяти + воображение = образ». Шаляпин называл это состояние: «некоторое время не быть собой».

Например, с помощью раздела «Слушание музыки», где проводится краткая беседа с детьми перед прослушиванием (вспомнить, представить, услышать) и после прослушивания (что представили, вспомнили, услышали?), полнее раскрывается муз.-худ. образ.

В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами, чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Муз. настроение, эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику, краску голоса.

Можно выделить сценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика: движения глаз, губ, головы человека, его пальцев, рук и туловища.

Исследования ученого В.М. Бехтерева доказали, что, прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки. Он вызывает у ребенка, непроизвольно, телесные движения. Сначала беспорядочные, а потом полностью совпадающие с пульсом музыки. Позднее действует на ребенка высота тона и мелодии звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию разных инструментов. В соответствии с этим положением необходимо серьезно продумывать и планировать вокальную работу с детьми (индивидуальную и коллективную).

В свою очередь движения помогают ребёнку полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений, так как она является своеобразным средством выражения художественных образов.

На основании выше изложенного выстраивается следующая схема

муз.-сценической работы над образом вокального произведения:

Первый этап – изучение доступных элементов в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения.

Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения муз-худ образа, предложенные детьми в ходе занятия. 

Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.

                      Как начать работу над образом?

1.Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с

 исполнителями;

2.Сделать разбор средств музыкальной выразительности;

3.Приступить к созданию своего, нового образа, его сценария поведения и действий.

 

Список литературы

1. Алексеева Л.Н. О комплексной природе вокально-исполнительского искусства и задачах музыкально-теоретического образования певцов // Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования. Сборник научных трудов. – М.: Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, 1986. – 155с. – С.86-100.

3. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки.// Музыка в школе.1991.№1.

1. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Просвещение, 1993.

2. Далецкий, О.В. Самоучитель певца, вопросы – ответы [Текст] / О.В.Далецкий. - М.: Издательский дом «Композитор»,2003г. - 56с.

3. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.[Текст] / Л.Б.Дмитриев. - М.:Музыка, 2000. - 368 с.

4. Добровольская, Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре [Текст] / Н.Н.Добровольская. –М.:Музыка, 1987. -79с.

5. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. – Л.: Музыка, 1979. – 208с.

6. Круглова Е.В. К вопросу о традициях и современных тенденциях интерпретации вокальных произведений // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 6-9 апреля 2009 года. – М.: Человек, 2010. – 744с. – С.363-375.

7. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения [Текст] / В.П.Морозов. –М.:2002. – 494с.

8. Петрушин Г. Музыкальная психология [Текст]/Г.Петрушин. – М.: Владос, 1997.

9. Немов Р.С. Психология. Книга II. М.: Просвещение, 1994.

10. Психология. Словарь. ред.Петровский А.М.: Политиздат. 1990.

11. Силантьева, И.И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве. // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / ред.-сост. М.С. Агин. – М.-СПб.: РАМ им. Гнесиных, 2003. – С. 65-73. – (1 п. л.).

12. Теплов Б.М. Способности и одаренность. //Психология индивидуальных  различий. Тексты М.: издательство Московского Университета. 1982.

13. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Прометей, 1990.

14.

 

2. сайт: http://dramateshka.ru/index.php/rezhissura/5893-organizaciya-detskogo- muzihkaljnogo-teatra#ixzz2JgGvtEjS
«Организация детского музыкального театра».

 

 

 

 

 «Этапы работы над вокально-хоровым произведением с учащимися детской школы искусств»

Работу над вокально-хоровыми произведениями можно условно разделить на несколько этапов:

  • знакомство с произведением и его авторами;
  • разбор и разучивание вокальной партии (определение тональности, размера, сольфеджирование, работа над чистотой интонацией, над сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического рисунка), пение со словами;
  • работа над звуковедением, дикцией и артикуляцией;
  • определение формы произведения, определение смысловой и динамической кульминаций;
  • работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой;
  • работа над ансамблем хоровых партий и сопровождения;
  • достижение художественно-образного сценического исполнения.

Остановимся более подробно на следующих пунктах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: