Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Что это - предпочтение или равнодушие к цвету?
Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» (Е.А.Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением является применение нескольких ярких цветов сразу. Так, 5-летний ребенок под впечатлением Новогоднего праздника, красивой елки изобразил дерево со стволом, похожим на морковку, а ствол старательно раскрасил чередующимися полосками синего и красного цвета. Ритмичное чередование цветных полосок сделало рисунок ярким, праздничным, декоративным. Другой малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»).
|
|
Использование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок применяет цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») - нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного психолога В.С.Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим (по данным Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, В.С.Мухиной и др.). Он по-прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Под растая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времен года, состояния погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников.
Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная (коричневая), небо - синее, солнце - желтое (красное), трава -зеленая и т.п. То есть цвет не перестает быть выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.
|
|
Н.П.Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать, цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реальному, и «неподражателъный»1. У ребенка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будут выразительными. Надо учитывать при этом, что буйство красок на рисунке не всегда выражает настроение ребенка и его замысел.
Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником, - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги - слева и справа. Цветочек - с одной стороны и с другой.)
Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.
Малыш 4 лет нарисовал гостей, которые пришли на его день рождения. Это были взрослые люди, папины и мамины друзья. Ребенок нарисовал много фигур с неправдоподобно длинными ногами. Малышу запомнился «лес» ног, среди которых он блуждал. Нелегко маленькому человечку поднимать голову вверх, чтобы видеть лица.
Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Например, старший дошкольник, изображая охрану границы, выстроил в ряд солдат, ружье, пограничный столб, собаку, еще солдат, снова ружье и столб и т.д. Так близко, тесно, компактно - мышь через границу не пробежит. Ребенок сделал акцент на расположении изображений с минимальным интервалом.
Малышу очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.
Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, -склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом). Н.П.Саку-лина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна по средствам и способам.
По мнению Е.А.Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.
Иногда без учета личностных качеств дошкольника мы оцениваем рисунок ребенка как неграмотный и невыразительный. Но. если рассматривать его как произведение конкретного ребенка, можно сделать другой вывод. Приведем лишь один пример: ребенок среднего дошкольного возраста, не любивший и не умеющий рисовать, на занятиях обычно закрывал рукой от всех свои каракули, не давая никому взглянуть на них. «Каля-маля» -это первая реакция детей на его рисунок. Но однажды ребята получили задание: «пустить» в озеро красивых рыбок с плавничками и с хвостиками. А в озере жила злая щука, старая и беззубая, скучно ей было одной. Красивыми рыбками она любовалась, а за некрасивыми - охотилась. Дети увлеченно рисовали. В конце занятия этот малыш принес свой рисунок на общий стенд. На рисунке была красная ромашка: с овальной серединой и лепестками вокруг. Ребенок радостно раскрыл ладошки и, растопырив все пальчики, заявил: «А я вот сколько плавничков ей нарисовал. Она, знаете, как быстро уплывет от щуки?» Это было подлинное творчество, подчиненное принятой ребенком мотивации и задаче. Что особенно ценно, это был первый творческий порыв малыша.
|
|
Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.
Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность.
Своеобразие, неповторимость детских работ - относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи (рыба - ромашка).
Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.
|
|
Рисунок обогащает нас пониманием, «открытием» детской души, динамикой ее роста и развития. Ребенок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит и чувствует. Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина и др. обращали внимание педагогов, что детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. В. А.Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Признавая необходимость обучения, Сухомлинский призывал давать простор для детской фантазии и не подгонять этот чудесный язык фантазии ребенка под язык взрослого. Известный художник и педагог Б.М.Неменский, говоря об искренности, непосредственности детских рисунков, советует не умиляться этому, а беречь их от штампов, потому что это может стать и штампом мышления. Рисование нужно, писал он, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого видения.
Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обусловливает и другую особенность детского рисунка – реализм.
В.С.Мухина пишет: «Подлинную картину развития детского рисования можно раскрыть, лишь рассматривая его в конкретных исторических условиях жизни детей, в условиях известной системы воспитания и обучения». Далее, рассуждая на эту тему, она отмечает, что у ребенка изначально нет постоянного художественного метода. Довольно скоро ребенок овладевает сложившимися в данной культуре способами изображения и в его рисунке могут быть элементы стилевых особенностей разных направлений. «Познание условностей, господствующих в культуре, может привести как к реалистическому способу изображения, так и к любому другому. Все определяют ориентации окружающей ребенка культуры»'. С этими положениями нельзя не согласиться. Взрослые люди, через общение и совместную деятельность с которыми ребенок осваивает социальный опыт (приобретает знания, умения, способности), безусловно, определяют содержание детского рисунка. В условиях специального обучения это тем более обусловлено взрослыми.
Однако сам ребенок тяготеет к реалистическим формам. Не случайно многие исследователи детского рисунка (В. М. Бехтерев, Е.А.Флерина, Н. П. Сакулина, В.С.Мухина и др.) отмечают его реалистическую направленность, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира. В замечательной книге А.Жуковой «Оранжевый лев» описано, как американская учительница внедряла абстрактный стиль, беспредметное искусство в изобразительную деятельность американских школьников. Автор заметила, что вопреки всему дети нарисовали на заборе оранжевого льва, очевидно так поразившего их. Она назвала это своеобразным протестом детей, не согласившихся с предложением учителя. В этом протесте «...выражена детская (человеческая) потребность видеть мир таким, каков он есть, и говорить об этом мире правду»2. Возникает вопрос: не осуществляем ли мы насилие над дошкольником, не реализуем ли искусственную акселерацию (А. В. Запорожец), стимулируя в детском творчестве символические абстрактные, сюрреалистические и прочие приемы. Эти формы изображения, может быть и модные, чужды психологии ребенка. Если учесть, что дошкольный возраст сензитивен к развитию восприятия, наглядно-образного мышления, то только реалистический стиль детской изобразительной деятельности может обеспечить соответствующее развитие ребенка в ее условиях. Тем более что реалистический способ изображения ни в коей мере не отрицает, а, наоборот, предполагает проявление творчества, а значит, и развитие индивидуальности как наиболее яркой характеристики личности.
Таким образом, по направленности мы относим детскую изобразительную деятельность к сфере реалистического искусства. По уровню возможного развития изобразительная деятельность в дошкольном возрасте в силу ограниченных психофизических возможностей ребенка не может быть в полной мере реалистической. Н. П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку можно говорить лишь о тенденциях реализма, приближении к возможно большей правдивости и полноте изображения. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески.