Сущность подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Введение

В настоящее время дети приступают к обучению в школе со старшего дошкольного возраста. Но это еще не значит, что все они готовы к школьному обучению. Практический опыт психологического обследования детей А.В.Запорожцем показывает, что далеко не все дети подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Большое значение в подготовке детей к школьному обучению имеет работа воспитателя по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Данный возраст отличается пиком познавательных потребностей. Задача взрослых-удовлетворить это желание, стремление, не перегружая сознание ребенка различными разрозненными сведениями и фактами. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень её произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей, что является основной для обучения грамоте в школе.

Над данной проблемой работали ведущие педагоги, психологи, методисты: В.И.Бельтюков, Н.С.Варенцова, А.Н.Гвоздев, Н.В.Дурова, Л.Е.Журова, Г.М.Лямина, Л.Н.Невская, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин.

Д.Б.Эльконин считал, что от того, как ребёнку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка-грамматики и связанной с ней орфографии.

Согласно Федеральному государственному образованию стандарту дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» выделена задача – формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Все искания на протяжении истории методики обучения грамоте, отмечает Д.Б.Эльконин, были направлены на выяснение механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приёмов его формирования. В результате был определён путь обучения к грамоте-от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Для формирования звуковой аналитико-синтетической активности детей нужна целенаправленная, последовательная работа с использованием различных методов и приемов. Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. В связи с этим, формирование звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значения в подготовке к обучению грамоте.

Вышесказанное указывает на то, что тема выпускной квалификационной работы: «Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» является актуальной.

Цель исследования: выявить эффективные методы и приёмы формирования аналитико- синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста.    

Объект исследования: процесс формирования звуковой аналитико-синтетической активности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приёмы формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза: процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте будет успешным, если:

-целенаправленно, последовательно вести работу по формированию звуковой аналитико- синтетической активности с применением эффективных методов и приёмов.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать сущность и содержание работы воспитателя по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить эффективные методы и приёмы формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать конспекты ОД с использованием эффективных методов и приёмов по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические - анализ литературы, сравнение, сопоставление; эмпирические –беседа, наблюдение, диагностика.

База проведения исследования: муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №21» городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан.

 

Глава I. Теоретические основы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Сущность подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее [8; с.42].

Следовательно, основой для обучения грамоте является обще речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолированно от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. [13, с. 61].

Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

Д. Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке. Например, при иероглифическом письме смысловые единицы (слова, понятия) кодируются с помощью особых значков – иероглифов. Их столько, сколько слов-значений в языке. При этой системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Хотя это трудоемкий и длительный процесс, но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание [60, с. 72].

В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Русское письмо – звукобуквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звукобуквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое [35, с. 17].

Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.

Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинс тве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: различать четко все гласные и согласные фонемы; находить гласные фонемы в словах; ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными [60, с. 94].

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X.Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм [56, с. 85].

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение.

Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала [60, с. 86].

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр. Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму [48, с. 112].

Многие важнейшие предпосылки успешного обучения грамоте закладываются в ходе естественного развития речи ребенка (в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями). Становление предпосылок происходит в процессе кропотливой работы на семи сторонами речи ребенка: при развитии речевого слуха (фонематического и фонетического) и чистого звукопроизношения, при формировании словаря и грамматического строя устной речи. В предшествующие годы данным составляющим речи было уделено много внимания.

В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.

В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Упражнять детей в умении дифференцировать подобные звуки следует после знакомства с их акустическими и артикуляционными особенностями. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

Овладение четкой артикуляцией, умениями дифференцированно воспринимать звуки на слух, определять их место и последовательность в слове – важные моменты, способствующие успешному обучению чтению и письму.

Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом, свободно. Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха. Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Воспитатель вводит условные обозначения этих звуков: гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные – синим.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой). В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта [19, с. 61].

Изучение буквы в рамках подготовки к обучению грамоте предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа. Особое внимание уделяется умению соотносить букву с соответствующим звуком (звуками).

Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают буквы, вырезают их из различных печатных источников и т. п. Дошкольники ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им дифференцировать похожие по изображению буквы.

Особое внимание уделяется формированию умения выделять отдельные части буквы (составляющие элементы). В мысленном плане и практическим путем, дети учатся проводить анализ и синтез частей, составляющих буквы. В процессе этой деятельности они учатся называть форму, величину каждого элемента буквы, ее местоположение, сравнивают между собой сходные буквы [6, с. 82].

В содержание подготовки к обучению грамоте включено первоначальное ознакомление с предложением и словами. Сюда входят: составление нераспространенных и распространенных предложений, правильное и отчетливое их произнесение; членение предложения на слова, последовательное выделение их из предложения; определение количества слов; умение слышать отдельные предложения в потоке речи.

Данная работа осуществляется разнообразными приемами. Наиболее эффективным является использование простых схем предложений. Каждое предложение выделяется из небольшого высказывания (2-3 предложения) и обозначается прямоугольником (полоской бумаги).

Затем вычленяются отдельные слова. Они обозначаются короткими линиями, которые вписываются в прямоугольник.

Детям предлагаются задания на анализ готовых высказываний и предложений. Они составляют предложения по заданным схемам, опорным словам. Активно используется игровое упражнение «Живые слова».

Письмо – сложный навык, и в полном объеме он недоступен ребенку-дошкольнику. Поэтому в детском саду проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению письму. В нее включены: подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики; формирование умения правильно держать карандаш (ручку, фломастер); правильное распределение мышечной нагрузки руки).

Развитие мелкой моторики осуществляется на занятиях и в основном в свободной деятельности детей. Широко используются пальчиковые игры (3-4 раза в день), ручной труд [9, с. 62].

Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный – сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

Для формирования правильного захвата карандаша проводится игровая гимнастика для большого и указательного пальцев. Например, для большого пальца – упражнение «Скакалочка»; для указательного пальца – упражнение «Складной ножичек»; для большого и указательного пальцев – упражнение «Урожай». 

Для развития «содружества» пальцев (щепоти) используются упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами; тремя пальцами») и без карандаша («Посолим суп», «Покормим цыплят»).

Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение, быстрое чередование расслабления и силового напряжения. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме [17, с. 76].

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется: в играх типа «Мозаика», «Конструктор»; при работе со штампами; в ручном труде (например, работа с иголкой).

Причем во всех этих направлениях работы одновременно формируется навык работы тремя пальцами (щепоть).

Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез только печатных букв (заглавных).

Анализ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например, в печатной букве А три элемента – палочки: две длинные и одна короткая.

С помощью синтеза ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.

Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (елочка, снежинка, домик и др.).

Подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки, написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз). Формирование элементарных графических умений (упражнения, подготавливающие к письму).

Каждое занятие включает в себя обязательный момент – подготовку к обучению письму, связанную с работой с буквами. Последовательность работы в данной части занятия покажем на примере буквы Н.

Анализ образа буквы. Воспитатель показывает вырезанную из бумаги букву. Спрашивает: Сколько элементов в букве? (Три) Какие элементы? (Палочки) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, а одна – короткая).

Анализ образа буквы. Воспитатель предлагает детям убедиться в правильности своих наблюдений. Детям раздают по одной букве, которую они разрезают ножницами на составляющие элементы. Вырезанные элементы дети выкладывают на столе (

Воспитатель снова спрашивает детей, сколько элементов получилось и какие они. Синтез образа буквы. Воспитатель предлагает собрать из образовавшихся элементов букву Н (по принципу работы с буквенным конструктором) [22, с. 83]. Когда дети познакомились с несколькими буквами, можно предложить им задания на дифференциацию образов букв. Например, «Сложи из получившихся элементов любую букву». Дети могут выложить буквы А, П, Н. В конце учебного года воспитатель вместе с детьми рассматривает накопленные в процессе работы элементы букв и классифицирует их. На основании этого дети приходят к выводу: элементов, из которых складываются буквы, не так много. Основные элементы: палочки (полоски) – длинные и короткие; полуовалы – большие и маленькие. Для некоторых букв нужны дополнительные элементы (короткие полоски – «хвостики» – для Д, Щ; «крючок» – для Ч). А буква «О» состоит из одного элемента – овала. Таким образом, основой для обучения грамоте является обще речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Особое значение в этой работе имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы.    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: