Своеобразие творчества

Первые публикации стихотворений Бориса Пастернака относятся к 1913 г. В следующем году выходит его первый сборник «Близнец в тучах». Известность к Пастернаку пришла после Октябрьской революции, когда была опубликована его книга «Сестра моя — жизнь» (1922). В 1923 г. он пишет поэму «Высокая болезнь», в которой создаёт образ Ленина. В 1920-е гг. написаны также поэмы «905 год» и «Лейтенант Шмидт», оцененные критикой как важный этап в творческом развитии поэта. В годы войны им созданы патриотические стихи, составившие цикл «Стихи о войне». Новый этап его творчества — 1950-е гг. (цикл «Стихи из романа», «Когда разгуляется»).

Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала XX в., в эстетике импрессионизма. Ранняя лирика Пастернака наполнена в почти буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слёзы восторга и внутренний трепет — постоянные спутники его монологов.

Восклицательные предложения, восторженные междометия, «страсти разряды» создают в каждом его стихотворении приподнятую атмосферу, передают чувство радости влюблённого в природу поэта. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуются огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей.

Философская насыщенность содержания — одна из характерных черт поэзии Б. Л. Пастернака. Он понимал поэзию как отображение жизни творческой личности. Безусловное требование настоящей поэзии — свобода творца. Такое понимание сути поэзии и назначения поэта и определили основные темы и мотивы творчества Пастернака: человек и бытие, человек и история, человек и общество, человек и природа, человек и искусство, человек и любовь и т. п. Как истинный художник, Пастернак видит мир и человека в нём в сложной взаимосвязи, поэтому в пределах одного стихотворения часто переплетаются разные мотивы. Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..», написанное молодым Пастернаком, как нельзя лучше отражает это свойство его поэзии: изображение природы, мотив вечной борьбы соединяются с импрессионистическим мотивом преображения впечатления в творчество:

Под ней проталины чернеют,

И чем случайней, тем вернее

И ветер криками изрыт,

Слагаются стихи навзрыд.

Обновление природы способствует обновлению души, рождает творческий порыв. Философское осмысление сущности творческого процесса — одна из главных тем творчества Б. Л. Пастернака. С годами эта тема приобретёт трагическое звучание:

О, если б знал, что так бывает,

Что строчки с кровью убивают,

Когда решался на дебют,

Нахлынут горлом и убьют.

Философского осмысления потребовала от Пастернака и тема свободы творчества и личности. Этому посвящены почти все стихи к роману «Доктор Живаго». В этой связи очень показательно стихотворение «Гамлет». Пастернак — выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии У. Шекспира, «Фауст» И. В. Гёте.

Летом 1936 г. Пастернак поселился на даче в подмосковном посёлке Переделкино. Этот дом и стал для него вскоре тем, о чём он мечтал всю жизнь.

Пережитый им здесь творческий подъём отразился в цикле лирических стихотворений начала 1941 г., по словам самого поэта, «написанных по-настоящему». Позднее Пастернак не раз именно с этими стихами связывал резкий перелом в своём поэтическом творчестве, ознаменовавший выход к естественности и простоте, на необходимости которых он настаивал в написанных ранее стихотворениях. Ахматова, навестившая поэта в Переделкине в августе 1940 г., полагала, что преодолеть мучительную творческую паузу, которую так тяжело переживал он в 1930-е гг., помогла Пастернаку встреча с природой: «Природа всю жизнь была его единственной и полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой — она была ему тем же, чем была Россия — Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его».

В течение многих лет Б.Л. Пастернак не расставался с замыслом романа в прозе (получившего название «Доктор Живаго»), в центре которого должна быть революционная эпоха. Переломными в работе над произведением явились военные годы, которые вызвали «вольное радостное возвращение чувства общности со всеми». Заканчивается роман стихами, которые, по словам В.Н. Альфонсова, «завершают образ Живаго». Центральная тема стихотворений — тема призвания. Звуча как творческий самоотчёт, она одновременно много шире, ибо концентрирует весь комплекс философских, религиозных, этических представлений Пастернака, его взгляд на собственную судьбу и пути мировой культуры, с пристальным вниманием к «вековым прототипам», непреходящим и обретающим насущный смысл. Открывается этот цикл стихотворением «Гамлет». Герой трагедии У. Шекспира постоянно сопутствовал Пастернаку.

Художественные особенности лирики Б.Л. Пастернака напрямую связаны с историей его творческого становления: в детстве и юности будущий поэт серьезно занимался живописью, музыкой и философией.

На протяжении всего творческого пути его поэзия и лирическая проза развивались в тесной связи с этими тремя сферами человеческого духа.

В начальную пору творчества Б.Л. Пастернак был связан с группировкой футуристов «Центрифуга», а одним из важнейших событий своей жизни поэт считал знакомство с В.В. Маяковским в 1914 году.

В ранних стихах поэта принципиально устранена граница между лирическим героем и окружающим миром. Сам герой большинства стихотворений будто отступает на второй план перед властным напором стихий. Однако образы природы становятся психологически выразительными, пропитываются человеческими эмоциями (они способны чувствовать, сопереживать герою, формировать его настроение). Слезы человека сливаются с весенним ливнем, а вспорхнувшие с деревьев грачи отражаются не столько в лужах, сколько в глазах героя (они «...обрушат / Сухую грусть на дно очей»). Природные процессы и магия творчества предстают как неразделимое целое: ливнем обозначает себя пробуждающаяся природа — подобно тому, как обильными слезами изливается из души поэта стихотворение («Февраль. Достать чернил и плакать...»).

Для поэтической манеры раннего Пастернака показательны названия его ранних сборников стихотворений — «Поверх барьеров» (1916) и «Сестра моя — жизнь» (1922). Лирический разговор о жизни Пастернак ведет «поверх барьеров» привычного восприятия. В его поэтическом мире активно взаимодействуют «высокое» и «низкое», праздничное и обыденное, общее и частное. В окружающей лирического героя действительности нет ничего мелкого, незначительного,все сплетено в «существованья ткань сквозную». А потому вещи сдвигаются с привычных нашему зрению мест и приходят в бурное, порой хаотическое движение.

Такое видение реальности указывает на особую силу и интенсивность контакта лирического героя с миром, приводящего к музыкальным импровизациям: поэт был убежден в том, что «...чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд». Отсюда густая метафоричность, длинные ассоциативные цепочки образов. Сравнения и метафоры, которыми изобилуют стихи поэта 1910–1920-х годов, часто кажутся труднообъяснимыми. К тому же в словаре поэта встречаются редкие слова из самых разных пластов лексики: фольварки, брыжи и фижмы, дебаркадер, гривны... На восприятии текста нередко сказывается и затрудненный синтаксис.

Начиная с 30-х годов, поэтическая манера Пастернака претерпевает существенные изменения. Пейзажные зарисовки становятся подчеркнуто прозаичными, лексика освобождается от «словарных раритетов», метафора все чаще уступает место метонимии. Поэт сознательно стремится быть ближе к своему читателю, стать понятным ему, а потому приходит к принципам «немыслимой простоты». Яснее становится логика движения поэтической мысли: она часто становится почти «назидательной», «нравоучительной». Упрощаются способы рифмовки, звучание слова перестает заглушать его значение (это заметно, например, в стихотворениях «Сосны», «Иней», «Июль»). Если в ранних стихах лирический герой мог напрямую себя не обнаруживать, то теперь он непосредственно представлен в большинстве стихотворений, к тому же прямо высказывает свои убеждения (таковы, например, стихотворения «Во всем мне хочется дойти...» и «Быть знаменитым некрасиво»).

Ведущими темами лирики Пастернака (помимо упомянутых мотивов взаимодействия человека и природы) стали темы творчества и любви, хотя зачастую все они взаимодействуют в пределах одного произведения. Человек и мироздание у Пастернака даны водном измерении и масштабе; человек и природа одинаково одушевлены и одухотворены. Важная сквозная идея лирики поэта — идеяединства жизни и творчества. В его зрелых стихах восхищениекрасотой «общей лепки мира» соединяется с осознанием ответственности художника перед жизнью и временем. Именно творчество оправдывает существование человека, призванного сделатьтак, «чтоб тайная струя страданья / Согрела холод бытия». Художник — своего рода вестник вечности, а его деятельность — неустанно творимый подвиг:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену.

Творчество для Пастернака — это способ приблизиться к высшему, божественному началу бытия, возможность вырваться из оков пространства и времени.

Любовь истолкована в лирике Пастернака как главная предпосылка творчества и как соприродная ему сила, как главное начало жизни. Ведущий мотив любовной лирики Пастернака — благодарность и восхищение, которые испытывают друг к другу мужчина и женщина — даже в ситуации расставания, разрыва.

Все важнейшие мотивы лирики выразились и в самом крупном эпическом произведении Б. Пастернака — романе «Доктор Живаго». В этой книге нашли отражение темы дореволюционной жизни старой Москвы, культуры российской интеллигенции, революции и гражданской войны, «коммунального» быта советской России. В центре внимания писателя — судьба творческой личности, оказавшейся «лишней» для своего времени и своей среды. Исторические события в романе Пастернака даются опосредованно: как правило, они преломляются в эмоциональном восприятии центрального героя и близких ему персонажей, либо передаются через зарисовки частной жизни далеких от истории людей, а иногда и через описания природы.

Центральная идея романа — в том, что все в жизни имеет свой высший смысл и все предопределено. Все — кроме нравственного выбора человека, оставляющего ему право на свободу. С этой идеей связано обильное использование в романе реминисценций из Евангелия и сюжетных параллелей со Священным Писанием. По ходу развития действия ясно проступает евангельский подтекст разворачивающихся в произведении событий. Судьба требует от главного героя все новых и новых жертв, да и вся его жизнь в конце концов оказывается искупительной жертвой. Главный герой умирает, но оставляет миру свое Слово — цикл стихотворений.

Важнейшими для понимания проблематики всего романа стихотворениями цикла являются «Гамлет» и «Гефсиманский сад». В первом из них выражена идея осознанной необходимости жертвенного выбора. Во втором отказ Христа от оружия как средства разрешать споры становится для автора главным проявлением Добра. Жертва Христа, его подвиг указывают на то, что путем насилия изменить мир к лучшему невозможно. Мир не может быть спасен насильно — такова итоговая мысль романа, выражающая отношение Б. Пастернака к «революционному» ХХ веку.

 

2. Посмотрите видеоуроки: А) «Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество»,

Б)«Основные темы и мотивы поэзии Б.Л. Пастернака», В) «Б.Л. Пастернак. Поэзия»:

А) https://www.youtube.com/watch?time_continue=16&v=LwH1i-jnh7k&feature=emb_logo

Б) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3817/main/13565/

В) https://russia.tv/video/show/brand_id/37665/episode_id/218085/video_id/218085/

 

Практическое задание:

1. Прочитайте стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», проанализируйте одно стихотворение на выбор.

1. Ссылка на текст стихотворений Б.Л. Пастернака:

https://rustih.ru/boris-pasternak-fevral-dostat-chernil-i-plakat/ вы можете найти и другие стихотворения Пастернака по данной ссылке, набрав название стихотворения в строке поиск)

2. Ссылки на анализ стихотворений Б,Л, Пастернака: https://www.yaklass.ru/materiali/sochineniya/787

https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pasternak/fevral-dostat-chernil-i-plakat.html(вы можете найти и другие стихотворения Пастернака по данной ссылке, набрав название стихотворения в строке поиск)

https://pishi-stihi.ru/fevral-dostat-chernil-i-plakat-pasternak.html

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Убедительная просьба, если есть возможность, выполните задания в электронном виде, например, в программе Word!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: