Модель жизненного цикла туристской дестинации

Среди многих зарубежных моделей территориальной организации туризма, появившихся в 70–80-х гг. ХХ в., выделяется модель жизненного цикла туристской дестинации Р.В. Батлера (США). Она опирается на концепцию жизненного цикла продукта американского экономиста Р. Верноне. Р.В. Батлер выделил шесть последовательных стадий эволюции туристской дестинации: разведка, вовлечение, развитие, укрепление, стагнация, упадок или обновление. Главный показатель перехода от стадии к стадии – изменение количества туристских прибытий, а также учёт состояния природной среды и туристской инфраструктуры и отношения местного населения к приезжим (см. рис. 2.2).

 

Рис. 2.2. Модель жизненного цикла туристской дестинации
Р.В. Батлера (США)

 

1. Разведка (исследование).

2. Вовлечение.

3. Развитие.

4. Укрепление.

5. Стагнация.

6. Обновление.

7. Замедленный рост.

8. Стабилизация.

9. Упадок.

10. Стремительный упадок.

Стадия разведки характеризуется небольшим числом прибытий. Плохая транспортная доступность, отсутствие туристской инфраструктуры, нетронутая природа и культурные достопримечательности. Сегодня эту стадию проходит часть стран Латинской Америки и Канада в границах арктической зоны.

Стадия вовлечения – инициатива местных жителей по организации обслуживанию туристской инфраструктуры. На этой стадии находятся некоторые малые островные государства Тихого океана.

Стадия развития – большой объём туристских прибытий. Туризм становится выгодной сферой вложения капитала. При этом растёт нагрузка на территорию. Требуется планирование и контроль на региональном и национальном уровнях. Такая ситуация характерна для рекреационных районов Мексики и прибрежных территорий севера и запада Африки.

Стадия укрепления – замедление темпов роста прибытий, количество туристов превышает численность местного населения. Эту стадию переживают многие известные курорты Испании, Италии, Франции, стран Карибского бассейна.

Стадия стагнации – предшествует упадку дестинации. Туристская территория утрачивает былую привлекательность. Перед дестинацией встают экологические, социальные и экономические проблемы. Типичный пример – курорт Коста-Брава (Испания).

Стадия упадка или обновления завершает жизненный цикл туристского центра. Основная масса туристов переориентировалась на молодые курорты. Туристские объекты перестраиваются для использования в нетуристских целях. Требуется немало усилий властей для изменения специализации. Так классический приморский курорт Атлантик-Сити (США) был превращен в центр игорного бизнеса. Таким образом, на стадии упадка и обновления задаётся импульс повторному циклу.

Модель находит своё подтверждение в реальной практике туристской деятельности. Например, курорт Канкун (Мексика) или таймшерные курорты на Западе практически мгновенно преодолели начальные стадии жизненных циклов, и продолжают расти, а известному курорту Скарборо в Великобритании потребовалось 350 лет, чтобы проделать весь путь от разведки до упадка, а затем возрождения.

Модель Р.В. Батлера получила признание в географии туризма. Наряду с нею разработаны иные модели территориальной организации туризма, учитывающие иные аспекты взаимодействия туристских потоков и географической среды. Их разработкой занимаются современные зарубежные авторы С.С. Плоге, Гормсен, Ш.М. Миосек, П. Мариот.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: