Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение
Ростовской Области
“Таганрогский музыкальный колледж”
Индивидуальный проект
на тему
«Мбира»
По учебной дисциплине
«Народная музыкальная культура»
Выполнила работу: Ключникова Владислава Юрьевна
ПЦК” Оркестровые струнные инструменты”
Курс I
Руководитель: Надлер С.В.
Преподаватель ПЦК «Теория музыки»
Таганрог 2020
Оглавление
1. Введение................................................................................с.3
|
|
2. Основная часть....................................................................с.4
2.1.Музыкальный инструмент мбира……..........................с.4
2.2.История инструмента и обретение популярности........с.5
2.3.Строение и звучание инструмента.................................с.8
2.4.Разновидности мбиры.....................................................с.11
2.5.Интересные факты……………………...........................с.14
3. Заключение...........................................................................с.15
4. Список источников.............................................................с.16
5. Приложение..........................................................................с.17
Введение
Актуальность темы.
Мбира (она же калимба, мбила, нжари, цанца и т.д) – древнейший музыкальный инструмент, попавший в современную культуру благодаря англичанину Хью Трэйси, который в 1954 году основал компанию International Library of African Music и начал изготавливать калимбы для экспорта в Европу и Америку. Англичанин был очарован не только звучанием калимбы, напоминавшим музыкальную шкатулку, но и простотой её освоения: за несколько минут можно было создать интересный ритм, за несколько часов – необычный музыкальный рисунок. При этом необязательно играть по нотам или аккордам – чаще всего на мбире играют чисто интуитивно, по наитию.
Мбиру еще называют «африканским ручным фортепиано». Однако в России этот инструмент практически не известен публике.
Цель настоящей работы – изучение инструмента мбира и его разновидностей.
Задачи:
-рассмотреть историю инструмента;
-дать характеристику его строения и звучания;
-рассмотреть разновидности инструмента.
Предмет исследования – музыкальный инструмент калимба;
|
|
Объект исследования – особенности и разновидности данного инструмента.
Структура. Работа состоит из Введения, Основной части и Заключения. Во Введении сформулирована актуальность темы, дан краткий обзор исследований, посвященных изучению инструмента калимба Основная часть состоит из пяти разделов: «Музыкальный инструмент мбира», «История инструмента изобретение популярности», «Строение и звучание инструмента», «Разновидности мбиры» и «Интересные факты». В Заключении подведены краткие итоги всей работы. К исследованию приложен список источников. В Приложении содержится ряд изображений, связанных с различными особенностями и разновидностями инструмента.
Основная часть.
Музыкальный инструмент мбира.
Мбира (произносится как m-BEER-ra, IPA (ə) mˈbɪəɾə)— древнейший и самый распространенный музыкальный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов). О его широкой популярности свидетельствует обилие названий, которыми обозначается калимба у различных племен: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др., из которых «официальным» у нас является «цанца», на Западе — «калимба». Мбира используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку. В Восточной и Южной Африке мбиры часто сопровождаются ударным инструментом «хосё». Это часто важный инструмент, на котором играют на религиозных церемониях, свадьбах и других общественных мероприятиях. (Фото инструмента 1 Приложение)
История инструмента и обретение популярности.
История
Различные виды щипковых идиофонов и ламеллафонов существуют в Африке на протяжении тысячелетий. Зубья изначально были сделаны из бамбука, но с годами были разработаны металлические ключи. Мбира, кажется, была изобретена дважды в Африке: деревянный или бамбуковый инструмент появился на западном побережье Африки около 3000 лет назад, а ламеллофоны с металлическим оттенком появились в долине реки Замбези около 1300 лет назад. Эти металлические инструменты путешествовали по всему континенту, становясь популярными среди шона Зимбабве (от которого происходит слово mbira) и других групп коренного населения в Зимбабве и Мозамбике. Мбира различалась по своей физической форме и социальному использованию по мере распространения. Калимба-подобные инструменты появились из северных районов Северной Африки до южной части пустыни Калахари и от восточного побережья до западного побережья, хотя многие или большинство групп людей в Африке не обладали mbiras. Существовали тысячи различных настроек, разной компоновки нот и разных конструкций инструментов, но существует гипотетическая настройка и компоновка нот оригинального инструмента с металлическим покрытием 1300 лет назад.
В середине 1950-х годов mbira стала основой для разработки калимбы, западного варианта, разработанного и продаваемого этномузыкологом Хью Трейси, что привело к значительному расширению его распространения за пределами Африки.
Обретение популярности
Мбира стала популярной во многом благодаря успеху Томаса Мапфумо в 1980-х годах, который включал мбира на сцене, сопровождая современные рок-инструменты, такие как электрогитара и бас, ударная установка и рога. Аранжировки Mapfumo включали многочисленные песни, взятые непосредственно из традиционного репертуара mbira. Другие известные влиятельные лица, приносящие музыку mbira из Африки: Dumisani Maraire, который принес музыку маримбы и каримбы в американский Тихоокеанский Северо-Запад; Эфата Муджуру, который был одним из первых учителей Мбиры Джавадзиму в США; записи и записи зимбабвийских музыкантов, сделанные Полом Берлинером.
|
|
Джозеф Х. Говард и Бабатунде Олатунджи оба предположили, что mbira (и другие металлические ламеллафоны) полностью африканские, встречающиеся только в районах, населенных африканцами или их потомками. Сообщалось, что подобные инструменты использовались в начале 1900-х годов в Окпудже, район Нсукка в юго-восточной части Нигерии.
Традиционные зимбабвийские мастера мбира
- Tendayi Gahamadze
- Chartwell Dutiro
- Cosmas Magaya
- Dumisani and Chiwoniso Maraire
- Ephat Mujuru
- Forward Kwenda
- Garikayi Tirikoti
- Jah Prayzah
- Mbira dzeNharira
- Mbuya Dyoko
- Musekiwa Chingodza
- Oliver Mtukudzi
- Stella Chiweshe
- Anna Mudeka
Популяризация за пределами африки
Хотя это древний инструмент, он был коммерчески произведен и экспортирован этномузыкологом Хью Трейси с 1950-х годов, популяризируя инструмент за пределами Африки; Дизайн Трейси был смоделирован после mbira nyunga nyunga.
Калимбы Хью Трейси настраиваются диатонически в тональности клавиши G. Расположение нот на калимбе Хью Трейси заимствовано из типичной схемы с самыми низкими нотами в центре и верхними нотами слева и справа, с нотами в восходящая шкала, чередующаяся строго вправо-влево и идущая наружу по направлению к обеим сторонам. (Фото инструмента 2 Приложение)
Диатоническая западная настройка калимбы, которую Трейси использовала, была практичной для всемирного инструмента - с сотнями африканских настроек калимбы выбранный западный стандарт максимизировал бы количество людей, которые немедленно подключатся к калимбе. Практичность этого расположения нот с нотами, идущими вверх по шкале в последовательности справа налево, направо и налево, заключается в том, что модальные аккорды 1-3-5 или 1-3-5-7 создаются путем игры на соседних зубцах. Если аккорды воспроизводятся в нижней октаве, те же самые ноты будут появляться на противоположной стороне калимбы в верхней октаве, что позволяет очень легко одновременно играть мелодию в верхней октаве и сопровождающую гармонию в нижней октаве. Таким образом, расположение нот на калимбе Хью Трейси (и практически на любой калимбе, которая копирует инструмент) делает некоторые сложные музыкальные операции очень простыми.
|
|
Возможны альтернативные настройки, так как зубья большинства калимб легко вставляются и удаляются, чтобы обострить или сгладить их высоту. Некоторые альтернативные настройки просто меняют ключ калимбы, не меняя схему расположения нот. Другие альтернативные настройки перемещают калимбу в немодальные масштабы (такие как ближневосточные масштабы). Каждая нота калимбы может быть настроена независимо (в отличие от гитары), поэтому возможен любой масштаб, западный или незападный, и традиционные африканские весы все еще доступны для этого современного африканского инструмента. Композитор Георг Хайду настроил альт-калимбу Хью Трейси на хроматические ступени шкалы Болена-Пирса в пьесе под названием «Просто она - Шут - Жест». Шкала Болена-Пирса делит всего двенадцатого на 13 ступеней.
Альберт Чимедза, директор центра Mbira в Хараре, подсчитал, что «в мире есть не более десяти тысяч человек, которые играют в mbira»