Популяризация за пределами африки

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение

Ростовской Области

“Таганрогский музыкальный колледж”

 

                                          Индивидуальный проект

                                                на тему

«Мбира»

По учебной дисциплине

                              «Народная музыкальная культура»

 

 

                                                                        

 

Выполнила работу: Ключникова Владислава Юрьевна

ПЦК” Оркестровые струнные инструменты”

                                                                                                     Курс I

                                                                                  Руководитель: Надлер С.В.

Преподаватель ПЦК «Теория музыки»

 

 

                                                   Таганрог  2020

Оглавление

                  

1. Введение................................................................................с.3

2. Основная часть....................................................................с.4

2.1.Музыкальный инструмент мбира……..........................с.4

2.2.История инструмента и обретение популярности........с.5

2.3.Строение и звучание инструмента.................................с.8

2.4.Разновидности мбиры.....................................................с.11

2.5.Интересные факты……………………...........................с.14

 

3. Заключение...........................................................................с.15

4. Список источников.............................................................с.16

5. Приложение..........................................................................с.17

 

Введение

Актуальность темы.

Мбира (она же калимба, мбила, нжари, цанца и т.д) – древнейший музыкальный инструмент, попавший в современную культуру благодаря англичанину Хью Трэйси, который в 1954 году основал компанию International Library of African Music  и начал изготавливать калимбы для экспорта в Европу и Америку. Англичанин был очарован не только звучанием калимбы, напоминавшим музыкальную шкатулку, но и простотой её освоения: за несколько минут можно было создать интересный ритм, за несколько часов – необычный музыкальный рисунок. При этом необязательно играть по нотам или аккордам – чаще всего на мбире играют чисто интуитивно, по наитию.

Мбиру еще называют «африканским ручным фортепиано». Однако в России этот инструмент практически не известен публике.

Цель настоящей работы – изучение инструмента мбира и его разновидностей.

Задачи:

-рассмотреть историю инструмента;

-дать характеристику его строения и звучания;

-рассмотреть разновидности инструмента.

Предмет исследования – музыкальный инструмент калимба;

Объект исследования –  особенности и разновидности данного инструмента.

Структура. Работа состоит из Введения, Основной части и Заключения. Во Введении сформулирована актуальность темы, дан краткий обзор исследований, посвященных изучению инструмента калимба Основная часть состоит из пяти разделов: «Музыкальный инструмент мбира», «История инструмента изобретение популярности», «Строение и звучание инструмента», «Разновидности мбиры» и «Интересные факты». В Заключении подведены краткие итоги всей работы. К исследованию приложен список источников. В Приложении содержится ряд изображений, связанных с различными особенностями и разновидностями инструмента.

 

 

Основная часть.

Музыкальный инструмент мбира.

Мбира (произносится как m-BEER-ra, IPA (ə) mˈbɪəɾə)— древнейший и самый распространенный музыкальный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов). О его широкой популярности свидетельствует обилие названий, которыми обозначается калимба у различных племен: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др., из которых «официальным» у нас является «цанца», на Западе — «калимба». Мбира используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку. В Восточной и Южной Африке мбиры часто сопровождаются ударным инструментом «хосё». Это часто важный инструмент, на котором играют на религиозных церемониях, свадьбах и других общественных мероприятиях. (Фото инструмента 1 Приложение)

 

История инструмента и обретение популярности.

История

Различные виды щипковых идиофонов и ламеллафонов существуют в Африке на протяжении тысячелетий. Зубья изначально были сделаны из бамбука, но с годами были разработаны металлические ключи. Мбира, кажется, была изобретена дважды в Африке: деревянный или бамбуковый инструмент появился на западном побережье Африки около 3000 лет назад, а ламеллофоны с металлическим оттенком появились в долине реки Замбези около 1300 лет назад. Эти металлические инструменты путешествовали по всему континенту, становясь популярными среди шона Зимбабве (от которого происходит слово mbira) и других групп коренного населения в Зимбабве и Мозамбике. Мбира различалась по своей физической форме и социальному использованию по мере распространения. Калимба-подобные инструменты появились из северных районов Северной Африки до южной части пустыни Калахари и от восточного побережья до западного побережья, хотя многие или большинство групп людей в Африке не обладали mbiras. Существовали тысячи различных настроек, разной компоновки нот и разных конструкций инструментов, но существует гипотетическая настройка и компоновка нот оригинального инструмента с металлическим покрытием 1300 лет назад.

В середине 1950-х годов mbira стала основой для разработки калимбы, западного варианта, разработанного и продаваемого этномузыкологом Хью Трейси, что привело к значительному расширению его распространения за пределами Африки.

Обретение популярности

Мбира стала популярной во многом благодаря успеху Томаса Мапфумо в 1980-х годах, который включал мбира на сцене, сопровождая современные рок-инструменты, такие как электрогитара и бас, ударная установка и рога. Аранжировки Mapfumo включали многочисленные песни, взятые непосредственно из традиционного репертуара mbira. Другие известные влиятельные лица, приносящие музыку mbira из Африки: Dumisani Maraire, который принес музыку маримбы и каримбы в американский Тихоокеанский Северо-Запад; Эфата Муджуру, который был одним из первых учителей Мбиры Джавадзиму в США; записи и записи зимбабвийских музыкантов, сделанные Полом Берлинером.


Джозеф Х. Говард и Бабатунде Олатунджи оба предположили, что mbira (и другие металлические ламеллафоны) полностью африканские, встречающиеся только в районах, населенных африканцами или их потомками. Сообщалось, что подобные инструменты использовались в начале 1900-х годов в Окпудже, район Нсукка в юго-восточной части Нигерии.

Традиционные зимбабвийские мастера мбира

  • Tendayi Gahamadze
  • Chartwell Dutiro
  • Cosmas Magaya
  • Dumisani and Chiwoniso Maraire
  • Ephat Mujuru
  • Forward Kwenda
  • Garikayi Tirikoti
  • Jah Prayzah
  • Mbira dzeNharira
  • Mbuya Dyoko
  • Musekiwa Chingodza
  • Oliver Mtukudzi
  • Stella Chiweshe
  • Anna Mudeka

 




Популяризация за пределами африки

Хотя это древний инструмент, он был коммерчески произведен и экспортирован этномузыкологом Хью Трейси с 1950-х годов, популяризируя инструмент за пределами Африки; Дизайн Трейси был смоделирован после mbira nyunga nyunga.

Калимбы Хью Трейси настраиваются диатонически в тональности клавиши G. Расположение нот на калимбе Хью Трейси заимствовано из типичной схемы с самыми низкими нотами в центре и верхними нотами слева и справа, с нотами в восходящая шкала, чередующаяся строго вправо-влево и идущая наружу по направлению к обеим сторонам. (Фото инструмента 2 Приложение)

Диатоническая западная настройка калимбы, которую Трейси использовала, была практичной для всемирного инструмента - с сотнями африканских настроек калимбы выбранный западный стандарт максимизировал бы количество людей, которые немедленно подключатся к калимбе. Практичность этого расположения нот с нотами, идущими вверх по шкале в последовательности справа налево, направо и налево, заключается в том, что модальные аккорды 1-3-5 или 1-3-5-7 создаются путем игры на соседних зубцах. Если аккорды воспроизводятся в нижней октаве, те же самые ноты будут появляться на противоположной стороне калимбы в верхней октаве, что позволяет очень легко одновременно играть мелодию в верхней октаве и сопровождающую гармонию в нижней октаве. Таким образом, расположение нот на калимбе Хью Трейси (и практически на любой калимбе, которая копирует инструмент) делает некоторые сложные музыкальные операции очень простыми.

Возможны альтернативные настройки, так как зубья большинства калимб легко вставляются и удаляются, чтобы обострить или сгладить их высоту. Некоторые альтернативные настройки просто меняют ключ калимбы, не меняя схему расположения нот. Другие альтернативные настройки перемещают калимбу в немодальные масштабы (такие как ближневосточные масштабы). Каждая нота калимбы может быть настроена независимо (в отличие от гитары), поэтому возможен любой масштаб, западный или незападный, и традиционные африканские весы все еще доступны для этого современного африканского инструмента. Композитор Георг Хайду настроил альт-калимбу Хью Трейси на хроматические ступени шкалы Болена-Пирса в пьесе под названием «Просто она - Шут - Жест». Шкала Болена-Пирса делит всего двенадцатого на 13 ступеней.

Альберт Чимедза, директор центра Mbira в Хараре, подсчитал, что «в мире есть не более десяти тысяч человек, которые играют в mbira»

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: