Таксономия педагогических задач

Мы научились формулировать цели и задачи. А как их решать, в каком порядке? Ведь задачи не решаются одномоментно. Последовательность целей получила название т аксономия. Она представляет собой построение четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия). Использование четкой, упорядоченной, иерархической классификации целей важно, прежде всего, для педагога-практика по следующим причинам:

1). Концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, педагог не только выделяет и конкретизирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.

2). Ясность и гласность в совместной работе педагога и детей.

Конкретные учебные цели дают педагогу возможность разъяснить детям близкие и дальние ориентиры в их общей учебной работе, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц (родителей, инспекторов).

 Как создать таксономию педагогических задач? В разработке таксономии могут помочь теоретические подходы различных авторов к вычленению уровней усвоения учебного материала:

 

Уровни усвоения (В.Н. Максимова) Уровни усвоения (В.П. Беспалько) Уровни учебных целей и усвоения (Б. Блум) Уровни обученности (В.П. Симонов)
1.узнавание 2. запоминание 3.понимание 4.применение 4.1 математическое обобщение 4.2 предметное обобщение 4.3 межпредметное обобщение 1.ученический (деятельность по узнаванию) 2.алгоритмический (решение типовых задач) 3.эвристический (выбор действия) 4.творческий (поиск действий) 1.знание (воспроизводит, повторяет) 2.понимание (перефразирует, объясняет по-своему) 3.применение (использует для выполнения заданий,  решения задач) 4.анализ (знает причины, механизмы функционирования, связи и пр.) 5.синтез (придумывает,  встраивает в систему предыдущих представлений) 6.оценка (считает важным в жизни, оценивает на этой основе события, применяет) 1. различение 2.запоминание 3.понимание 4.простейшие умения и навыки 5. перенос

 

Рассмотрим более детально последовательность задач в таксономии Б.Блума. Основные категории учебных целей (по Блуму).

1. ЗНАНИЕ. Эта категория означает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

Ученик

– знает употребляемые термины;

– конкретные факты;

– методы и процедуры;

– основные понятия;

– правила и принципы и др.

2. ПОНИМАНИЕ. Показателями способности понимать значение изучаемого материала могут служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, перевод его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация студентом (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание.

Ученик:

– понимает факты, правила и приемы;

– интерпретирует словесный материал;

– интерпретирует схемы, графики, диаграммы;

– преобразует словесный материал в математическое выражение;

– предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных и др.

3. ПРИМЕНЕНИЕ. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик:

использует понятия и принципы в новых ситуациях;

– применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

– демонстрирует правильное применение метода или процедуры и др.

4. АНАЛИЗ. Эта категория обозначает умение разбирать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Ученик:

– выделяет скрытые (неявные) предположения;

– видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

– проводит различия между фактами и следствиями;

– оценивает значимость данных и др.

5. СИНТЕЗ. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной (или заданными свойствами). Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочивания имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Ученик:

– пишет небольшие творческие сочинения;

– предлагает план проведения эксперимента;

– использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы и др.

6. ОЦЕНКА. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждений, художественных произведений, исследовательских данных). Суждения студента должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим студентом или же задаваться ему извне (преподавателем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения на ясно очерченных категориях.

Ученик:

– оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

– оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

– оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

– оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев и др.

Приведём пример теста про тесты, в котором задания выстроены в соответствии с представленными выше уровнями освоения учебного материала.

1. Учебный тест – это

а) совокупность методик для изучения и оценки творческих возможностей личности

б) методика диагностики, выявляющая степень владения испытуемыми того, что усвоено: конкретными знаниями, умениями, навыками

в) система заданий, позволяющих измерить уровень развития определённого психологического качества (свойства) личности

2. При создании психологического теста нужно учитывать

а) настроение испытуемого

б) научные представления о человеке, этапах её развития

в) содержание учебного предмета

3. Выбери вид тестового задания для оценки уровня интереса к предмету

а) “реши задачу”

б) “выбери вид задания для выполнения”

в) “напиши мини-сочинение по изученной теме”

4. Различие между психологическим и педагогическим тестом состоит в их

а) форме

б) назначении

в) способах проведения

5. Отличие учебного теста от других методик отслеживания результативности состоит в его

а) концептуальности

б) критериально-уровневом характере

в) наши обычные зачётные работы и экзамены являются учебными тестами

6. Жизненные ситуации становятся тестами, если

а) есть критерии для оценки поведения в этой ситуации

б) человек проявляет свою волю в этой ситуации

в) человек анализирует своё поведение

 

Приведём пример таксономии, используя уровни когнитивных (познавательно-мировоззренческих) задач, представленные в таксономии Б. Блума. Рассмотрим задачи на материале темы «Домашние животные»

ПРИМЕР ТАКСОНОМИИ

} будет знать определение домашних животных

} поймёт, что домашние животные отличаются от диких и не смогут выжить в природе

} будет уметь различать диких и домашних животных

} осознает, как изменялись животные в процессе одомашнивания, как благодаря искусственному отбору выводились породы животных

} поймёт, как изменялась жизнь народов благодаря одомашниванию животных

} будет понимать необходимость учитывать и свои возможности, и характер, повадки породы при выборе домашнего животного

Вот другой приём таксономии – последовательность задач формирования умения давать определения:

}    овладение приёмом выделения свойств в предметах

} умение находить общие и отличительные свойства предметов

} овладение понятием «существенные свойства предмета» как те, без которых предмет перестаёт быть собой;

} овладение приёмом выделения существенных свойств предмета через изменение предмета

} овладение понятиями “род”, “вид”

} умение устанавливать родо-видовые связи понятий

} умение находить ближайшее родовое понятие

} умение давать определение, называя ближайшее родовое понятие, к которому относится данный вид понятий, и его существенные свойства.

} На основе таксономии когнитивных задач разработана таблица, в которой представлены различные варианты заданий детям на основе выделения 6 уровней Блума.

   

Конструктор задач (на основе работ Б. Блума, составлен Л.С. Илюшиным)

 

Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
1. Назовите основные части… 8. Объясните причины того, что… 15. Нарисуйте… 22. Чем отличается … от … 29. Предложите свою историю/изображение/ … 36. Распределите от… к…
2. Разделите на группы/части… 9. Что надо сделать для того, чтобы… 16. Предложите способ, позволяющий… 23. Если бы вы были…, то как бы… 20. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) … 37. Определите, какое из решений может стать главным для…
3. Составьте список … 10. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте план… 24. Каким надо быть, чтобы… 31. Найдите необычный способ, позволяющий… 38. Для кого /чего это будет самым важным…
4. Расположите в определенном порядке… 11. Как дальше будет… 18. Сравните … и …, а затем выберите… 25. Как можно назвать… описать… распределить… 32. Придумайте игру, которая… 39. Как можно оценить…
5. Изложите в форме текста… 12. Объясните, почему/что/как… 19. Придумайте опыт, подтверждающий, что… 26. Найдите в тексте (на рисунке, в фильме, в рассказе…) то, что… 33. Предложите новую историю с этими же героями… 40. Кто ошибся, почему…
6. Вспомните и напишите… 13. Перескажите… 20. Проведите презентацию… 27. Сравните точки зрения … и … на … 34. Что будет происходить дальше… 41. Можно ли это сделать…
7. Прочитайте самостоятельно… 14. Приведите примеры того, что (как, где)… 21. Сосчитайте, сколько… 28. Почему… 35. Изложите в форме… свое мнение … 42. Как себя чувствует… что думает…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: