Задания для самостоятельной работы

Задание 10. Напишите сочинение на тему: «Смысл названия рассказа «Тьма египетская».

Задание 11. Ответьте письменно на вопрос: Актуальны ли проблемы рассказа «Тьма египетская» в настоящее время? Свой ответ аргументируйте.

 

Контрольные задания

Задание 1. Найдите в данных предложениях фразеологизмы, выпишите их и укажите их значение.

     1. «Бабочка, ты нам очков не втирай»,– сурово говорил Демьян Лукич. 2. «Живот полегчал?» – «Прямо-таки, ну, рукой сняло!..» 3. «Нет, это поистине светлый луч во тьме!» – подумал я и сел писать за стол. 4. Крестьяне Липонтия прямо обожали. Подход знал к ним.

Задание 2. Прочитайте предложения. Определите, какие изобразительно-выразительные средства (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет) в них использованы. Выпишите их и объясните их роль в тексте.

1. Мигает там, наверное, фонарик, издыхает от метели. 2. Вторая акушерка Пелагея Ивановна <…> присела на корточки и кочергой пошевелила в печке. Жаркий блеск метнулся по нашим лицам. 3. В мечтаниях, рождавшихся при свете лампы под зелёным колпаком, возник громадный университетский город. 4. Правая моя рука лежала на стетоскопе, как на револьвере. 5. Шуба легла горой на стул. 6. Он покачивался, как пьяный. 7. Пульс у бабы был тоже прелестный.

 

Задание 3. Подберите к выделенным словам и словосочетаниям синонимичные и запишите.

1. «Я решительно не постигаю», – заговорил я. 2. Баба возвела свои нормальные зрачки на чисто выбеленный потолок. 3. «Конечно, она раскапала весь флакончик по всем дворам», – продолжал фельдшер. 4. В дверь втиснулась фигура в бараньей шубе, валенках. 5. Начну вас лечить порошками, а если не поможет, мы вам впрыскивания сделаем. 6. Он все десять порошков хинину съел сразу. 7. Вчера я выписал бабочке порядочную порцию белладонны.

Задание 4. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении выделенных слов (паронимов). Исправьте их, полученный вариант предложения запишите.

1. Была ещё одна комната и кухня, в которой помещалась кухарка и её муж, бессменный старожил больницы. 2. На раскрытой постели, рядом со скомканной простыней, в одном больном белье сидел мельник. 3. Демьян Лукич убирал желудочковый зонд. 4. «У меня тоже!» – раздражительно ответил я. 5. Я, наклонившись, пощупал пульс и убедился, что мельник выскочил благоприятно.

Задание 5. Опираясь на содержание рассказа «Тьма египетская» объясните, как вы понимаете смысл следующих утверждений:

1. Невежество, это сумерки, там рыщет зло. Думайте об освещении улиц, пожалуйста, но думайте также, думайте прежде всего о просвещении умов. (Виктор Гюго).

2. Человек, вступивший на путь врача, должен быть носителем высоких морально-этических качеств. Молодому врачу приходится держать в жизни два основных экзамена: испытание успехом и испытание неудачей. Первый грозит самообольщением, второй — капитуляцией духа. Стойкость перед лицом этих испытаний зависит от личности врача, его идейных принципов, убеждений и нравственных идеалов. (И. А. Кассирский).

Задания в тестовой форме

1. Какие проблемы поднимает М. А. Булгаков в рассказе «Тьма египетская»?

а) приобретение профессионального опыта
б) профессиональный долг врача – борьба с невежеством
в) неграмотность, необразованность деревенских жителей  

 

2. О чём разговаривают молодой врач и его коллеги?

а) составляют план работы на следующий день

         б) обсуждают операцию, проведённую накануне
         в) рассказывают молодому доктору случаи из медицинской практики

3. Когда пациентка сказала, что за один день выпила целый флакон белладонны и хорошо себя чувствует, молодой врач был крайне поражён тем, что
а) очевидна быстрая положительная динамика
б) больная жива, хотя в данной ситуации должна была умереть
в) приём лекарства повлиял на умственную деятельность пациентки

4. Какими эпитетами охарактеризовал молодой врач мельника?
а) добрый
б) вежливый

           в) интеллигентный

 

5. Что именно во внешности мельника произвело приятное впечатление на доктора?
а) борода
б) дорогая шуба
в) красивые руки

 

6. На что жаловался мельник: «Каждый день <…> часа два потреплет и отпустит»?

а) на тошноту

б) на лихорадку

в) приступы мигрени

 

7. Какой диагноз поставил мельнику молодой врач?
а) малярия
б) дифтерия
в) гипертония

 

8. Какую характеристику дал молодой врач мельнику: «Это поистине светлый луч …»?

а) во тьме

б)  в подземелье

в) «в тёмном царстве»

 

9. Какого типа лихорадка характерна для малярии?

а) послабляющая

б) перемежающаяся 

в) рецидивирующая

10.  Почему мельник оказался на грани жизни и смерти?

а) потому что не принимал лекарства

б) потому что перепутал дозировку лекарства
в) потому что принял все порошки за один раз

11. Какую процедуру сделали больному мельнику?
а) инъекцию
б) переливание крови
в) промывание желудка

12.   Доктор, «наклонившись, пощупал пульс и убедился, что мельник выскочил благополучно», то есть
а) остался живой
б) добрался до дома
в) вовремя вышел из операционной

13.  Почему крестьяне «прямо обожали» Леопольда Леопольдовича?

а) верили ему 

б) подход знал к ним 

в) разговаривать с ними умел

 

14.  Почему крестьянину Фёдору Косому не помогли французские горчичники?
а) он поставил их на тулуп
б) у них истёк срок годности
в) он поставил их на короткое время 

 

15. Как бабки-знахарки «помогают» роженицам при трудных родах?  

а) заставляют петь их песни  

б) в родовой канал кладут сахар

в) дают жевать волосы роженицам

 

16. Как молодой врач назвал рассмешившие его рассказы коллег?

а) сказки

б) анекдоты    

в) весёлые истории

17.  Какое лекарство назначил врач мельнику? 

а) хинин 

б) хлорохин

в) мефлохин

 

18.  О чём подумал молодой врач, узнав, что мельник умирает?

а) неправильно поставил диагноз

б) назначил малую дозу лекарства
в) Пелагея Ивановна забыла дать мельнику лекарство

 

19.  Случай с мельником произошел 17 декабря. Чем знаменателен этот день для врача?
а) день рождения
б) день первой удачно проведенной операции
в) первый день работы в Мурьевской больнице

20.  «Ну, нет… я буду бороться»: чем намерен бороться молодой врач?
а) с невежеством
б) с нарушениями дисциплины
в) с антисанитарным состоянием больницы

 
































Тема 6. Особенности изложения медицинских данных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: