Метафоры самовосприятия 9 страница

Фреду и его жене новая дорога показалась столь же приемлемой, как и старая. В некотором роде новая оказалась даже лучше. Жена предложила: «Давай и в следующий раз по ней поедем». К ресторану они подъехали раньше Джона. У стоянки толпился народ. Отправились поглазеть. Там был странного вида человек в окружении смеющейся, хихикающей детворы. На нем были шутовские панталоны, красный кушак с карманом и сюртук с длинными хвостами. На голове была шляпа из воздушных шариков. Он рассказывал забавные истории и анекдоты собравшимся поглазеть. Достал из кармана своего красного кушака ненадутый шарик, поднес его ко рту, да как дунет в него, и шарик стал на глазах расти и увеличиваться...

Фред стоял рядом, а шарик раздувался все больше и больше. Когда хватит надувать — подскажет опыт, а клоун был опытный. А потом он сунул его себе под мышку и принялся надувать новый. И опять маленький, сморщенный кусочек резины распрямится, раздуется и станет огромным и круглым шаром. Опыт подсказывает, когда надувать хватит.

А потом Фред увидел, как клоун из шариков делает разные фигурки — этому малышу меч, тому цветок, третьему динозаврика, а для девочки — шляпку. Из надутых цилиндрических трубок можно многое сделать. Фред и его


Г пав а 3. Метафоры отношения _______________________ -_______ 107

жена почувствовали, наконец, что голодны. Куда подевался Джон, они не знали, поэтому вошли в ресторан и заказали себе обед.

Позже, уже дома, нянечка сказала, что звонил Джон, чтобы они не беспокоились. Фред позвонил Джону, озадаченный и смущенный. Он ушам своим не поверил, когда услышал, о чем говорит Джон: «Да будь я проклят, если кто меня принудит изменить маршрут». А следующие слова Джона сразили наповал: «Что я, в объезд поеду, да лучше дома помереть». Так, вероятно, он и сделал.

9. Существующее отношение: Если я ощущаю сильное влечение к тому, с чем я «завязал», это значит, что я опять принимаюсь за старое. Мне должно быть стыдно.

Целевое отношение: Если возникает сильное влечение к чему-то, с чем решено «завязать» раз и навсегда, то на самом деле это всего лишь стимул испробовать новый способ борьбы с ним.

Метафора Звон свадебных колоколов — совсем не то, что Марша ждала от будущего. И не потому, что это не ее свадьба. Какая разница, у кого свадьба — а для нее это настоящая проблема. Она только недавно излечилась от активного алкоголизма и с ужасом ждет, что ее опять может потянуть к спиртному; а стоит, возникает эта невыносимая мысль, как хорошо бы выпить, ее начинает терзать тревога, что опять запьет. Кому как не ей известно, как это бывает, стараешься что-то изменить и делаешь два шага вперед, один назад. А новая жизнь — сколько в ней сомнений! И вот последние несколько дней она прямо извелась. Кому известно, что значит излечиться, знает, что свадьба — самое тяжелое испытание, тут все пьют и так и затягивают в то, с чем стараешься бороться.

Страх, обреченность, предчувствия отражались на ее лице, когда она в тот день обратилась ко мне за помощью. Было что предчувствовать, наде„жды на то, чтобы не выпить на свадьбе, у нее почти не было. Она так много думала о выпивке, а внутренних сил, чтобы бороться, учитывая, что она только что излечилась, в ней не было. С Джейн, которая

1 Метафора предоставлена Дэвидом А. Ли. Рассказ называется «Барометр».


108 ' ________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон " Волшебные сказки"

только что отменила очередную встречу со мной, ей, конечно, не сравниться.

С воздержанием у Джейн опыту побольше, чем у Марши, да и уверенности у нее больше. Некоторые могут сказать,. что это не уверенность, а самоуверенность или просто нахальство, но, по крайней мере, одно заставляет поверить ей. У нее никогда нет такого страстного влечения или «ломки», как у Марши. И она вполне уверенно держится на вечеринках и выпить даже желания не возникает. Это очень положительный признак, когда все вокруг пьют, а у тебя и желания „нет, т.е. это показатель, что «химия» имеет не такое уж большое значение в твоей жизни.

Так вот, свадьба у Марши и вечеринка у Джейн — явно две совершенно разные вещи. Можно только желать, чтобы у Марши хоть немного было уверенности Джейн. Вот тогда бы она ей пригодилась; к сожалению, ничего такого у нее не было. И я знал, что на следующей неделе лечение потребует от Марши ох как много сил, учитывая, что она опять начнет пить и теперь постарается выложиться, но в следующий раз обязательно справиться.

Каждый раз, когда что-то не получается — это чему-то учит. Уверен, многим известно; пусть даже трудно вспомнить, когда была совершена та или иная ошибка, но мы помним, чему она нас научила. Это сидит в подсознании, и подсознательно мы обращаемся к этому опыту.

Вот я и надеялся отпраздновать успех Джейн в таких сложных для нее обстоятельствах, если, конечно, она вообще появится на следующей неделе. Поэтому для меня было полной неожиданностью, когда представился случай отпраздновать успех Марши, а вот Джейн не удержалась!

Есть, наверное, у вас какие-то идеи, как это Марша справилась, а Джейн, которой, казалось бы, было гораздо легче, —нет. Мне, конечно, это тоже было интересно, и я спросил у Марши, как ей удалось побороть в себе чувства, так пугавшие ее, и поступить наперекор им, т.е. сделать как раз то, что от нее и требовалось.

Она ответила, что в общем-то старалась делать все, что считала целесообразным на тот момент — нашла людей на свадьбе, которые поддержали ее, постаралась как-то отвлечься. Кто-то приехал из другой страны, было интересно послушать, какие там обычаи. И потом, она научилась пользоваться своим влечением и страстным желанием как барометром, показывающим на то, что немедленно нужно изменить. И так каждый раз в будущем, когда опять поя-


j- iflga 3- Метафоры отношения


109


Бятся страх и желание, это будет сигналом, что необходимо что-то предпринять.

Джейн тоже чему-то научилась, и, наверное, со временем это даст о себе знать. В любом поведении нужно уметь уравновешивать уверенность в себе и самоуверенность. Без уверенности в себе атлет никогда не начнет гонку. А самоуверенный атлет не станет достаточно много тренироваться. Я не могу сказать с уверенностью, чему это научило Джейн; вероятно, и вы не скажете точно, чему вас научили ваши собственные ошибки. На уровне сознания кое-что становится совершенно очевидным, а вот в подсознании все совсем по-другому.-Так что просто пользуйтесь тем, что знает подсознание, возможно, всем самим покажется удивительным, явится сюрпризом или откровением, как у вас все здорово получается.

10. Существующее отношение: Мне не следует
делать ошибки, если я намерен добиться успеха
в важном, но трудном деле.
Целевое отношение: Метод проб и ошибок вы
зывает гордость и более глубокие знания. Для
меня приемлемо все, если что ведет к желаемо
му.         '

Метафора Какая мать не захочет поменяться местами со своим ребенком, только бы избавить его от опасностей? Я, наверное, уже говорила о том, как мой сын мечтал кататься на двухколесном велосипеде. Вчера мне пришлось выйти по делам в город, остановилась у велосипедного магазина, у них там оказался маленький такой двухколесный велосипед, немного подержанный, но в<очень хорошем состоянии. Короче говоря, купила я его, и мы спрятали его до дня рождения в подвале.

Вот как я вижу улыбку на вашем лице, так и его улыбка стоит у меня перед глазами, когда утром в день своего рождения он обнаружил свой велосипед, весь в бантиках и ленточках, как полагается подарку в день рождения. Я едва дотерпела до этого момента, сгорая от желания поскорее увидеть его восторг.

Предвкушение события — очень стоящая штука. Оно и возбуждает, и немножко пугает и тревожит. В конце концов, я не просто мать, но я еще умею ездить на велосипеде,

8 Метафору предоставила Сюзан Л. Виньола.


110 __________________ К. Лэпкпюн, С- Лянктоп "Волшебные сказки "

т.е. знаю то, чего не знает еще Чад. А он не знает, сколько раз ему придется упасть, прежде чем он научится ездить. Мне бы очень хотелось уберечь его от всех будущих падений и ушибов, но с другой стороны я понимаю, что уберечь его от падений означает стать у него на пути, помешать его развитию.

Вместо этого мне придется стать в стороне с сердцем, подскакивающим чуть ли не до горла, и спокойно смотреть, как он будет падать, а его подсознание — набираться новых навыков: как держать равновесие, как сидеть и держать руль, как нажимать на педали, как смягчить падение. Так и хотелось привязать подушечки к его локтям и коленям. Нет, я, конечно, понимаю, что он переживет и каждое падение отдельно, и все падения, вместе взятые, и несмотря на эти падения, а может, и благодаря им, в тот момент, когда. он обнаружит, что сам, без посторонней поддержки, может ехать на велосипеде, это будет чувство необыкновенной гордости, которое зажжет его маленькое сердце и останется в памяти клеток его подсознания.

И каждый раз, когда в будущем он вновь ощутит гордость, в нем опять возникнут, оживут эти первые мгновения переживаний, связанные с велосипедом. Ему еще предстоит научиться ездить, сидеть, стоять, ходить, самому одеваться, но в нем уже есть этот первый росток гордости за себя. Я,же помню, как он изводил себя в первые 10 месяцев, стараясь научиться ходить.

Он поднимался, делал шажок — другой и падал, и опять поднимался, и снова падал. И однажды, воскресным деньком, он прошагал минут 20 или 30, стараясь протопать вокруг дома, и еще раз, снова и снова, падая, поднимаясь, учась каждому шагу, каждому движению. Да, может быть, его сестренке это далось легче, и с координацией у нее было получше на первых порах.

' Но Чад не знал, что ему труднее, чем кому-то еще, он знал только, что ему надо это сделать, и чем больше он вкладывал в это сил, тем больше потом была гордость за самого себя. И, конечно же, вовсе не главное, сколько раз тебе придется упасть, оступиться, удариться о мягкую травку или твердый асфальт. Ты знаешь, что обязательно научишься, хотя будет еще не мало моментов сомнений или желания бросить все и сдаться.

Я просто знаю, что наступит время, и Чаду это удастся, пусть по-своему, через шишки и ссадины, но он обязательно научится ездить на велосипеде. Ох, как нелегко мне будет оставить свои материнский чувства и побуждения",


Гчав а 3. Метафоры отношения ________________________________ 111

когда велосипед будет лететь в одну сторону, а Чад — в другую. Я знаю, все будет в порядке, потому что пусть ему четыре, пять или семь лет, но он учится ездить. Я уверена, что когда-нибудь это случится, он научится, и случится это в свое время и не для кого-то, а для него. И мне так хочется передать это моему сынишке. И, наверное, это так здорово, быть маленьким и не задумываться как взрослый, а просто торопиться на встречу с радостьюи весельем умения ездить на велосипеде, несмотря на всякие падения и ссадины, на встречу с этим прекрасным желанием свершения мечты.

Когда я училась, у моего велосипеда были страховочные колесики. Я теперь и не помню, долго ли они у меня были. А сколько я ездила без этих колесиков, в общем-то и не задумываясь об этом. Я правила, чувствуя равновесие, не касаясь колесиками дороги. А потом их сняли, и мне пришлось многому учиться снова. Потому что иногда то, о чем мы не задумываемся, прямо сидит где-то в голове, так и с подсознательным знанием, что в нужный момент колесики поддержат; а теперь пришлось учиться вновь, обретая способность полностью самой, без всякой поддержки.

Так бывает в жаркий солнечный день, когда ты рядом с бассейном. Какая разница, будешь ты постепенно погружаться в воду, сходя в бассейн по ступенькам, медленно, шаг за шагом, или же бухнешься в воду с ходу. Что бы ты ни выбрал, в любом случае освежающая прохлада подарит тебе ощущение радости и удовольствия. Или когда ты выходишь из длинного темного туннеля, какая разница, сколько ты по нему шел, главное, что ты вышел, наконец, на солнышко. Задумываешься, а что будет через пять лет, а что — через 10, да какая разница? Через 10 лет Чад будет гонять со своими друзьями по улицам и даже не вспомнит, сколько он учился ездить, —день, неделю, месяц, —да и учился ли вообще. Все это так неважно, главное, что он теперь умеет.

П. Существующее отношение: Не стоит приближаться к тому, что так пугает. Целевое отношение: Пугающие ситуации при близком рассмотрении оказываются не такими трудными, как видятся в воображении.

Метафора «Жил-был мальчик по имени Близорук», —так начинается история, которую я недавно рассказал моему малышу.

9 Метафору предоставлена Марком Вайсом.


112 _________________ К Лгщктпн. С. Лэнктон " Волшебные сказк и"

Обычно я пересказываю ее взрослым по причинам, которые вы скоро узнаете, но мой сынишка слушал ее с таким интересом, что я решил рассказать ее вам почти в том же виде. Слушая какую-нибудь историю, даже ребенок по-другому начинает относиться к себе и к окружающему. А может Близорук был не таким уж близоруким, как его сверстники или взрослые того местечка, где он жил. «Не такие какие?» — спросил мой сын. «Давай-ка пока не будем об этом». Потому что он был обычным мальчиком; бывало, ему очень хотелось идти в школу, а бывало — ну, скажем, не очень хотелось. Особенно, если контрольная или если не очень-то готов к уроку. Таким был и это день. Учитель опять начнет говорить о каких-то проблемах, и потом еще эта контрольная.

Мальчишки и девчонки попадают в школу по-разному. То есть, не то, чтобы дороги и пути были разными. Просто по дороге чего только не происходит. Может, вы помните себя в детстве и как вы добирались до школы. Одни ходят в школу пешком. Других возит автобус. Кого-то возят родители, другие идут сами. Хотя, я, конечно, не знаю, что именно думал Близорук по этому поводу, наверное, он ничем не отличался от обычных девяти — или десятилетних мальчиков.

Так вот, Близорук в тот день как-то не очень-то торопился в школу, шел себе, и все тут. И облака были такими красивыми, а выбоины на тротуаре куда интереснее какой-то там арифметики. Он шел себе, шел, пока вдруг не услышал странный шум. Он посмотрел наверх и увидел то, о чем все говорили. Ему вспомнились предостережения родителей и учителей. Он давно слышал все эти истории. Уже несколько дней и соседи, и вся деревня только и говорят, что о всяких разрушениях. Фермеры больше всего беспокоились о своих животных и урожае. И еще эти рассказы о насилии. Стараясь понять все своим детским умом, Близорук знал, по крайней мере, что что-то здесь не так, и все пытаются узнать причину таких больших разрушений.

Люди, наконец, решили, что в их окрестностях завелся какой-то страшный зверь или чудовище, похожее на дракона. Но толком никто ничего не знал, все только шептались и выдумывали себе бог знает что. Любому ребенку известно ощущение, когда в воображении за тобой гонится ужасное чудовище. Ребенок не сознает еще, что подсознание дает графическое представление какой-то скрытой угрозы.


Гла ва 3. Метафоры отношения ________________________________ 113

Но люди в деревне собирались по вечерам, обсуждали что-то готовились к самому худшему. Поговаривали о переезде на новое место. Хотя многим было ясно, что переезд

— это не выход. Где он живет, куда направляется этот зверь

— неизвестно, поэтому нигде не будет безопасно. И Близорук как-то совсем не чувствовал себя в безопасности, стоя будто зачарованный, и глядя прямо на нечто огромное, которое, вероятно, и есть этот ужасный дракон.

Да, вон там, метрах в ста, на холме. И стоит за деревом. И огромное дерево кажется таким маленьким по сравнению с ним. И, конечно же, дракон этот очень страшный и отвратительный. Видно, как из пасти и ноздрей вырываются огонь и клубы дыма. С каждым вздохом, будто он подзуживает себя, ярости набирается.

Времени на размышления не было, первой пришла мысль: «Беги!!!» А что тут еще остается? Разве не этому всегда его учили? Но сможет ли убежать от дракона? Нет, наверное.

В школе зазвенел звонок. Близорук услышал его вдали. В школу же нужно. Он как раз туда и направлялся, только, чтобы туда попасть, надо пройти мимо дракона. Как же быть? Может лучше да и безопаснее вернуться домой! Что обычно делают, когда боятся? Ищут безопасного места? Уходят от страха и опасности? Или что-то еще?

Близорук повернулся и побежал. Он бежал быстро, как только могли его маленькие ножки. Упал на землю. Он заплакал, потому что знал, —ему не убежать от дракона. Оглянулся. Протер глаза. Происходило что-то невероятное. Близорук никогда не отличался особыми способностями, он не знал физики, оптики, законов перспективы, но происходило что-то странное. Собравшись с мыслями, он понял, что дракон не двигается. Он все так же на холме, у дерева, изрыгает клубы дыма и все такой же зловещий. Ну и что? Спасен? Но необычным было то, что дракон стал больше. Где-то в подсознании Близорук знал, что так не бывает. Дракон не двигался, но ведь он-то двигался. Он был далеко от дракона, но чем дальше он убегал, тем больше казался дракон. Нет, не казался, он БЫЛ больше! Вот что было странным. Может Близорук и не был большим ученым, но он прекрасно понимал, что обычно чем ты дальше отчего-то, тем это становится меньше. А дракон становился больше. «Нет, так быть не может», —сказал он себе. «Чепуха какая-то».


114           ■            К..'Пккпнт. С. J.uiKmmi "Волшебные сказки"

Близоруку немного полегчало. От дракона-то он убежал, только это страшное чудовище стало гораздо больше и даже еще страшнее. Запросто сожрет! Просто удивительно. Любопытный по природе, Близорук решил выяснить, в чем же тут дело. Он пошел по дороге влево, потом на несколько шагов вперед, назад. Спрятавшись за кустами и деревьями он побежал вдоль дороги, затем опять вернулся. И опять взад-вперед, влево-вправо. Он бежал быстро, бежал медленно, бежал по прямой, бежал зигзагами. Чепуха какая-то! Но только чем дальше Близорук убегал от чудовища, тем больше оно становилось. А вот чем ближе он к нему подбирался, тем дракон становился меньше. И что бы Близорук ни делал, соотношение оставалось тем же!

Прозвенел второй звонок. Он знал, что вот теперь уже совсем пора быть в школе. Только нужно пройти мимо дракона, но у него появились новые знания, новое восприятие. Близорук набрал побольше воздуха, собрал все свои силы и мужество своего маленького тельца, встал будто бы выше и сильнее, расправил плечи — и побежал. Он решил непременно попасть в школу. Во что бы то ни стало. Только бы дракон его не заметил. Уж лучше бы не заметил. Он набрал еще воздуха и стал вспоминать, когда ему что-то удавалось, а он до этого думал, что не справится. Но почему-то Близорук вдруг изменил направление.

Он сделал то, что раньше никто никогда не делал — побежал прямо на ужасного дракона! Он бежал и видел дым и огонь и, наверное, понимал, почему так боялись люди. И кроме того он вдруг понял, что никто никогда по-настоящему не видел дракона. Собирался ли он бежать прямо на дракона или хотел проскочить мимо? Он приблизился и неожиданно остановился. Что такое, слишком близко? Не то! Вот он где! Вот он, оказывается, какой! Он наклонился и взял дракона с земли. Он подержал дракона в руке — у того из ноздрей и ротика выходил дым. Да, он держал дракона в руке. Он поднес его еще ближе, и тот стал совсем крошечным, словно игрушечный дракончик или муха. Это и есть страшный дракон, или кому-то просто очень нужно бояться дракона?

Прозвенел звонок для опоздавших. Близорук сунул дракона в карман и побежал в школу. Он взбежал по трем лестничным пролетам и постарался прошмыгнуть в класс так, чтобы его никто не заметил — заметили его, конечно, все.


Глава 3. Метафоры отношения


115


Взгляд учителя не обещал ничего хорошего. Он подошел к Близоруку и спросил: «Почему вы опоздали?» Близорук повел плечами. Учитель продолжал: «Близорук, кому же знать, как не вам? Разве мы мало об этом говорили, разве не предупреждали вас родители о страшном драконе?» Близорук усмехнулся. А учитель вернулся опять к своей бесконечной лекции о трудностях, обрушившихся на деревню, о том-, что детям нужно быть очень осторожными, потому что никто не в силах остановить страшного дракона. Он сказал, что после уроков будет собрание, там объявят о решении деревенского схода — по счастью, решено переехать всей деревней на новое, безопасное место. Близорук опять хихикнул. Руками он зажал себе рот, чтобы унять смех, но когда учитель продолжил свою лекцию, Близорук не удержался и засмеялся так, что скатился со стула, упал на пол и забился там в истерическом смехе.

Учитель бросился к нему и очень убедительно призвал его к порядку, потребовав объяснений к смеху, и где это он задержался и почему опоздал. «Видите ли, я ловил страшного дракона!» Этого учитель вынести уже не мог: «Довольно, молодой человек! Я отведу вас к директору, и вы будете примерно наказаны. Ложь и кривлянья сносить я не намерен». И он схватил Близорука за шиворот, протолкал его по всем трем пролетам лестницы к кабинету директора, туда, что между галереей и огнетушителем. О всех преступлени-ях'было доложено, и директор потребовал объяснений. А Близорук прохныкал свое «Я ловил страшного дракона». И прежде чем учитель и директор смогли еще что-то сказать, Близорук вытащил из карманадракона. Это был шок. Перед ними предстало крошечное существо, дышащее огнем и дымом.

Близорук повел учителя и директора из школы на спортплощадку и положил дракона в круг в центре площадки. А затем показал им то, что сам недавно узнал о драконе. Учителя и директор стали ходить взад и вперед, влево и вправо, и чем дальше они отходили от дракона, тем больше он становился, чем подходили ближе, тем он становился меньше.

Учитель и директор стояли в изумлении, благоговении и облегчении. Они понимали — деревня спасена. Они спасены. Не нужно больше ничего бояться. Новость быстро облетела всю округу, и теперь каждый мог ходить без опаски по улице. И не все ли равно как выглядит угроза, подсознание само разберется, где истина в вымысле и в чем ее суть.


lib ___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон -" Волшебные сказки"

12. Существующее отношение: Рисковать очень опасно.

Целевое отношение: Когда подворачивается шанс, то лучше действовать — это стоит возможного риска.

Метафора

Джуди и Джейн, ученицы старших классов, договорились пойти на школьную дискотеку вечером в пятницу. Джуди очень было интересно, как там все будет — она в первый раз туда шла. Джейн совсем не волновалась, что там и как — ей давно известно, братья и сестры рассказывали. В общем, она знает чего ожидать, во что одеться, что там делать. А Джуди было очень любопытно, что же будет вечером на танцах. И чем больше она думала об этом, тем больше влекли ее танцы, тем больше хотелось попасть на них. Нет, она не успокоится, пока не раскроет тайну слов, оканчивающихся на «к»!

Скоро пятница, Джейн нашла уже, что наденет на танцы. А Джуди никак не может решить. То цвет не тот, то размер, покрой. Джейн все больше охватывает нетерпение — кто там будет на танцах, во что будут одеты, кто будет с кем. А Джуди все больше охватывает тревога — как она будет смотреться, а вдруг она сделает что-нибудь не так, может даже наступит кому-нибудь на ногу. Но скоро она узнает, что все будет о'кей, после того, как она раскроет тайну слов, оканчивающихся на «к».

Джейн засыпала вопросами всех своих школьных друзей и подруг, чтобы добыть информацию, кто с кем будет, во что одеваться, как туда приходить, и с кем. А Джуди не хотелось говорить о танцах. И чем ближе была пятница, тем тревожнее становилось. А вдруг она скажет что-нибудь не так, и все подумают, что она глупенькая, или будет не так выглядеть. Но скоро все станет на свои места, как только она узнает тайну этих слов.

И вот вечер танцев, Джуди и Джейн приехали в одной машине. Джейн — уверенная такая, у нее все в порядке — и платье, и все аксессуары. А Джуди все еще не знает, что найдет, когда разгадает тайну слов, оканчивающихся на «к». За весь вечер девушки танцуют не много. Джуди танцует, и ей становится все лучше и лучше, она и не знает, что тайна слов, оканчивающихся на «к» скоро раскроется

10 Метафору предоставил Николас Г. Сеферлис,


г пав а 3. Метафоры отношения _______________________________ 117

перед ней. Интересно, как закончатся танцы, уйдет ли она с танцев с кем-нибудь или ее проводит до дома мама Джейн.

Ди-джей объявляет «белый танец». У Джей, естественно, никаких проблем, она поискала глазами капитана футбольной команды и направилась к нему. Джуди сначала нерешительно потопталась, раскрыла сумочку, чтобы промокнуть салфеткой лоб. И вдруг она заметила на салфетке выведенные маминой рукой два слова «риск» и «поиск».

Она подошла к полузащитнику, который ей понравился, и пригласила его. Улыбнулась ему, он улыбнулся в ответ. Они шли к площадке для танцев вместе, и Джуди почувствовала такую за себя гордость, и облечение, что.эти два волшебных слова — «риск» и «поиск», —раскрылись так вовремя. Может она и сделала что-нибудь не так, но таков уж риск. Когда рискуешь, никогда точно не знаешь, что получишь, но если не рискуешь — уж точно ничего не получишь. Джуди с Бобом протанцевали вместе весь вечер, все танцы подряд. Она обрела себя нового друга, а все из-за тайны этих слов, оканчивающихся на «к». Джейн тоже неплохо повеселилась, совсем как ожидала, но когда она вышла с дискотеки, в ней не было того необычного ощущения полноты чувств и гордости, которые обычно возникают, когда получаешь то, на что и не рассчитывал. А у Джуди такое ощущение было, и еще счастье, от того, что они с Бобом договорились еще встретиться.

13. Существующее отношение: Расставшись с кем-то, или чем-то дорогим для меня, я потеряю это и мне будет горько. Целевое отношение: Заботясь о человеке, я могу позволить ему идти своей дорогой, это сплотит нас еще теснее.

Метафора Когда Дженифер, бывшая моя пациентка, услышала крики раненой малиновки во дворе, она и не подозревала, что это приведет ее к одному из самых трудных решений в ее жизни.

Она взяла птичку к себе, чтобы ее вылечить. Малиновка оказалась уже не птенцом, но и не взрослой птичкой, впрочем, Дженифер не особенно в этом разбиралась. Она теперь будет каждый день кормить птичку. Постарается сделать ей поудобнее. Разговаривать с ней станет, иногда и споет ей. Да кто его знает, она это или он. Дженифер решила, что это

11 Метафору представил Роберт Шварц.


118 - _______________ К. Лпиктпп, С. Лэнкточ "Волшебные сказки"

он, и назвала его Рикки, что значит Худышка. Время шло, она все больше привязывалась к своему Рикки. Ей казалось, что и Рикки испытывает к ней то же самое. Ей казалось, что это по глазам его видно. С каждым днем Рикки набирался сил. А через несколько недель он вновь захлопал крыльями. Дженифер купила клетку — ей как-то не улыбалось, что Рикки вот так возьмет и улетит от нее.

Ей хотелось, чтобы Рикки было хорошо, поэтому она поставила клетку у окна. Поначалу это показалось даже очень неплохо. Но потом Дженифер заметила, как Рикки провожаетвзглядом порхающих в небе птиц.

Дженифер задумалась о том, что у каждого в этой жизни свой путь. Сознание странствует по этому пути, с любопытством ожидая новых встреч, а подсознание при этом старательно и уверенно заботится о том, чтобы шаг следовал за шагом, и еще подсознанию может стать интересно, в какие такие приключения попадает сознание, переживая моменты роста индивидуальности.

Дженифер наблюдала за Рикки и в ней стало расти ощущение, что Рикки влечет свобода и открытость пространства. Она сознавала это и в душе появилось сомнение. Она так привязалась к нему. «Да как же я отпущу его?» — подумала она про себя. И сама же ответила: «Но он не счастлив здесь, и если он дорог мне, я должна думать и о его счастье». Интересно, а у него такие же чувства — лететь или не лететь?

Вероятно, каждому приходится принимать такие решения. И когда принимаешь их, чувства приходят в смятение, большая часть которого — это сомнение, но если суметь убрать его, то под ним находится осознание, что духовному росту необходимо выражение естественного развития. Это все равно как та строчка из песни: «Рыбка любит плавать, птичка — ввысь взлетать». Сомнение помогает, оно не дает быть опрометчивым, но в то же время не мешает поступать естественным образом. Первый шаг для ребенка ох как труден, но даже падение не мешает ему сделать второй шаг.

Дженифер размышляла над этим вопросом несколько дней. И потом, уже приняв решение, она все никак не могла "настроиться. Да и как она могла знать, что пожелание,счастья питомцу сбудется. Разве угадаешь, что будет. И вот она приготовилась подарить Рикки свободу. А когда готовишься расставаться с чем-то дорогим, то готовишься и разрыдаться прощальными слезами. Готовишься к сердечной боли. И готовишься еще к теплому чувству пожелания счастливого пути, готовишься к ощущению того, что все у
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: