Сообщение учащегося о Коте Баюне

Лист – помощник

Слово учителя.

«Руслaн и Людмилa» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

Сюжет поэмы – скaзочный, в нем всё дышит молодостью и здоровьем, печальное не печально, a страшное не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным.

Похищение невесты, поиски её, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов во время её спасения, счастливый конец – всё это похоже на сказку. Но по ходу повествования внутри сюжета происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.

Торжество правды над коварством, злобой и насилием – вот содержание поэмы.

«Руслан и Людмила» - в первую очередь сказка, с обычным в сказках резким противопоставлением добрых и злых персонажей и со счастливой развязкой.

В основе сказочного, волшебного мира – необычное и забавное, странное и чудесное, печальное и смешное, вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным.

Здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью. В этом мире всё происходит легко и просто, как бы между прочим. В слове «мимоходом» звучит авторская ирония.

 

Данные сообщения говорят о том, что Пушкин использовал элементы фольклора. Они помогут тебе ответить на вопросы в маршрутном листе.

2.   Сообщение о лукоморье.

Как известно, А.И.Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для Пушкина источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов.

Киевские князья вели войны с лукоморскими полководцами.

«Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно называют имена ханов и местность, где в XI-XII вв. кочевали половцы, то есть Лукоморьем названа территория Северного Приазовья.

Таким образом, излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим лукоморьем, воспетым А.С.Пушкиным.

 

Сообщение о дубе.

В 1824—1825 гг. в Михайловском Пушкин записывает со слов Арины Родионовны сказку о Султане Султановиче и 34 его сыновьях: «Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке — ноги серебряные и проч. „Ах, говорит царь, — поеду посмотреть это чудо“. — Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря Лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с благословления матери принес перед дворец чудесный дуб...». Каково происхождение этого образа в сказке?

 Образный комплекс «дуб-океан (море)» соотносится с народно-мифологическими верованиями: это один из неизменных зачинов во многих заговорах и молитвах. Встречается в заговорах и таинственное Лукоморье и остров Буян. В славянской мифологии дуб представляет собой вариант так называемого «мирового древа» как важнейшего структурного элемента мифопоэтической картины мира. «Предание о мировом дереве, — пишет Афанасьев, — славяне по преимуществу относили к дубу. В их памяти сохранились сказания о дубах, которые существовали еще до сотворения мира (следовательно, образ возник еще в дохристианскую эпоху). В колядке карпатских русов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только синее море (воздушный океан), — среди этого моря стояло два дуба». Афанасьев отмечает и ряд мифологических функций дуба: под ним вершили суд, решения которого считали волей божества; дуб обладал целебными, живительными свойствами, он давал вечную молодость, здоровье, красоту. Мировое древо отделяет мир космоса от мира хаоса, вводя в хаос цивилизацию, культуру.

 Этот образ привлек внимание Пушкина именно потому, что в нем отразились народные представления о мироздании, о его гармоничности, бессмертии.

Сообщение учащегося о Коте Баюне.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» был написан А.С. Пушкиным в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну, в котором волшебный голос птицы Гамаюн объединился с силой и хитростью сказочного чудовища.

    В сказках кот Баюн, сидящий на высоком железном столбе, песнями и заклинаниями лишает силы всех, кто хочет подойти к нему. Чтобы поймать Баюна, Иван Царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Покорённого кота он приносит во дворец к больному отцу. Своими сказками Баюн исцеляет царя. Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» - это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: