Анна Сергеевна.
Для проверки домашних заданий прошу сбрасывать фотографии на Viber: +380506023831.
Задания по предмету «Музыкальная литература»
В период дистанционного обучения
5 класс, 8-летнее обучение (преподаватель Вольшакова А.С.)
Понедельник 18.05.2020 16:30-17:30
Тема: Контрольная работа
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас контрольный урок по творчеству композиторов эпохи Классицизма (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Перед тем как приступить к контрольной, даю вам темы, которые выпали из-за праздничных дней. Проработайте их самостоятельно, а затем приступаем к выполнению контрольной работы.
Людвиг ван Бетховен «Симфония №5»
Симфоническое творчество Бетховена ярко отражает человеческий путь преодоления, где судьба оказывается в руках человека. Пятая симфония Бетховена не является исключением. Эмоциональный надрыв и триумфальное торжество лирического героя над роковым началом - это настоящий призыв, посланный творцом сквозь времена, и дошедший до наших дней.
|
|
Времена, в которые создавалось произведение, были для композитора далеко не самыми благоприятными. Неприятности одна за другой настигали творца врасплох, вначале известие о глухоте, затем и военные действия в Австрии. Задумка столь грандиозного по масштабам произведения захватила разум Бетховена.
Но так как желание автора преодолевать все преграды на собственном пути могло быстро смениться самыми сумрачными и депрессивными мыслями, то сочинение постоянно откладывалось в долгий ящик. В зависимости от настроения Людвиг хватался то за одно, то за другое произведение, а пятая симфония и вовсе шла тяжело. Бетховен не раз изменял финал, делая его то в позитивном, то в негативном ключе. Но в итоге, спустя три года, сочинение всё же увидело свет.
Содержание «Симфонии №5» Бетховена
Бетховен не относится к композиторам, которые подробно описывают собственные произведения, давая им четкий и определенный программный замысел. Но симфония № 5 стала исключением из правила. В письме Шиндлеру он не только объяснил программный замысел, но и указал конкретные музыкальные темы, знаменующие рок и лирического героя, пытающегося бороться с судьбой.
Конфликт очевиден и его завязка происходит еще в первых тактах. Сам композитор, писал, что именно так «судьба стучится в двери». Он сравнивал ее с не прошеной гостьей, которая разрушает и врезается клином в привычный мир мечтаний и грез. Мотив судьбы пронизывает композицию с первых таков и помогает сделать цикл наиболее единым и слитным. Так как произведение написано в классическом стиле, то оно имеет структуру из четырех частей:
|
|
· I часть сочинена в форме сонатного allegro с медленным вступлением.
· II часть представляет собой двойные вариации.
· III часть – это драматическое скерцо, которое отражает жанрово-бытовую направленность.
· IV часть является финалом, написанным в форме сонатного allegro с кодой.
Жанр произведения представляет собой инструментальную драму. Из-за наличия программного замысла принято рассматривать содержание произведения с точки зрения драматургии. В таком случае, каждая часть симфонии представляет собой определенный этап и выполняет значимую драматургическую функцию:
· В первой части экспонируются прямое действие (лирический герой) и контрдействие (судьба) происходит завязка драмы и обострение конфликта. Преобладание и доминирование судьбы над героем.
· Вторая часть выполняет функцию разрядки нагнетенного противодействия, а также дает начало для формирования облика торжествующего финала.
· В третьей части конфликт накаляется и развивается до достижения острой стадии. Происходит перелом ситуации в пользу лирического героя. Характеризуется динамическим нарастанием.
· Финал явно формирует позитивный ключ и реализует концепцию «Через борьбу к победе».
Таким образом, композиция, представленная в данном произведении, является эталоном не только симфонического, но и драматургического мастерства.
https://youtu.be/Zpw4jTaIxFc - музыкальный материал
https://youtu.be/bLWTvymsh-s - рассказ о симфонии № 5