Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Цель. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать чёткое произношение звука о.

Ход занятия.

Часть I. «Язычок долго и с удовольствием пел песенку малыша, который ещё не умеет говорить, а произносит только звук а (а‑а‑а), – начинает занятие воспитатель. – Не забыл язычок и песенку паровоза. А вы эту песенку помните? (Ответы детей.)

А теперь Язычок всем рассказывает, как стонала‑причитала девочка, у которой болело ушко. А стонала она так: „О‑о‑о“. А вы так сможете? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.)

Когда человек – взрослый или ребёнок – чему‑то рад или удивлён, он может воскликнуть: „Ох!“ Можете повторить? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.) А когда кто‑то из вас упадёт, ушибёт колено, обязательно скажет: „Ой!“». (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Воспитатель предлагает поиграть. Взяв на себя роль колобка, подходит к ребёнку и рассказывает: «Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц». Ребёнок продолжает: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»

Далее педагог, изображающий колобка, встречается с волком, медведем, которые тоже утверждают, что съедят его.

Часть II. Педагог кратко рассказывает о том, как внимательно дети рассматривали рисунки к сказке «Колобок».

«Оле, – говорит воспитатель, – понравился рисунок Ю. Васнецова (желательно назвать художника). Оля так его описала… (заслушивается ответ ребёнка, при необходимости дополняется).

Андрюше понравился рисунок А. Елисеева (показывает). Расскажи о нем.

А практически всем детям понравился вот этот рисунок. (Показывает его.) Почему? (Высказывания малышей.)

Я рада, что вы не просто листаете книжки, но и рассматриваете рисунки. На вашем любимом рисунке я ещё заметила… (описывает иллюстрацию).

Я оставлю эти книги в группе, – завершает занятие педагог, – и если вы заметите на рисунке (рисунках) что‑то интересное, обязательно покажите мне».

 

 

Ноябрь 2 неделя

 

Звуковая культура речи: звук и

 

Цель. Упражнять детей в чётком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы маленький ребёнок, паровоз, курочка, колокольчик.

«Крутись, вертись, на бочок ложись», – говорит педагог, манипулируя кубиком. Показывает детям картинку, например, с изображением паровоза. Дети вспоминают, как гудит паровоз: «У‑у‑у». Педагог поясняет: «Если кубик повернётся стороной, на которой нарисован малыш, следует спеть его песенку: „А‑а‑а“, если на картинке – курочка, нужно проговорить: „Ко‑ко‑ко“ или „Квох‑квох‑квох“. А о песенке колокольчика я вам ещё расскажу».

Дети садятся на стулья. Педагог показывает им лошадь или жеребёнка (картинку, игрушку) и спрашивает, не знают ли они, как кричит лошадка.

Воспитатель просит детей спеть длинную песенку: «И‑и‑и‑и». (Хоровые и индивидуальные повторения.) Некоторых детей педагог «превращает» в жеребят и «заводит» волшебным ключиком. Дети поют песенку жеребят.

Воспитатель отмечает детей, которые нечётко произносят звуки, чтобы позже поработать с ними индивидуально (можно перед большим зеркалом, чтобы были видны губы).

Педагог показывает детям колокольчики, звонит ими и поясняет: «Маленькие колокольчики поют: „Ли‑и‑и‑ли‑и‑и‑ли‑и‑и“ (звук и произносится протяжно). Как поют колокольчики? А колокольчики побольше поют: „Ди‑и‑и‑инь‑ди‑и‑и‑инь“. (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Воспитатель ставит перед детьми фланелеграф. На нем картинка с изображением воробья на чёрном фоне. «Видите, – объясняет педагог, – крокодил проглотил солнце и стало темным‑темно.

Плачет серый воробей: „Выйди, солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно – В поле зёрнышка не видно!“ Плачут зайки На лужайке: Сбились, бедные, с пути, Им до дома не дойти».

Воспитатель повторяет отрывок, выделяя ударные гласные в словах обидно, не видно, сбились с пути, не дойти. Затем повторяет четверостишия, а дети договаривают выделенные слова и фразы. Педагог просит малышей вспомнить название сказки, в которой плачут зайки и воробей. (К. Чуковский. «Краденое солнце».)

«Выглянуло солнышко, – педагог меняет картинки на фланелеграфе, – воробей перестал плакать и зачирикал: „Чи‑и‑ив, чи‑и‑ив, чи‑и‑ив, жив‑жив‑жив!“ Как он зачирикал?..

Услышали весёлую песню другие воробьи, прилетели, тоже стали чирикать. Сначала один зачирикал (воспитатель дотрагивается до ребёнка, тот произносит звукоподражание), потом другой, третий…

„Что за шум? Что за писк?“ – рассердилась киска и стала подкрадываться к воробьям».

«Уходи, киса, уходи!» – приговаривают дети (3–4 раза).

Примечание.   Для закрепления материала следует читать детям и проговаривать вместе с ними русские народные песенки, в словах которых отчетливо слышится звук и, например: «Ай, качи, качи, качи!..», «Киска, киска, киска, брысь!» (см. приложение).

Декабрь 2 неделя

 

Повторение сказки «Снегурушка и лиса».

Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»

Цель. Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

Ход занятия.

Часть I. Воспитатель спрашивает у детей, кто такая Снегурушка и что с ней случилось («А Снегурушка ходила, ходила по лесу, совсем заблудилась»).

Просит вспомнить, как плакала, причитала Снегурушка, сидя на ветке дерева.

«Дедушка с бабушкой поблагодарили лису за то, что внученьку привезла, – продолжает разговор воспитатель. – Что они говорили, как лисоньку угощали?» Выслушивает ответы детей и зачитывает отрывок со слов: «Ах ты, наша дорогая! Войди к нам в избу…»

Часть II. Педагог рассказывает детям о том, что в некоторых местах, особенно в горах, есть эхо: «Горы будто передразнивают людей, которые что-то кричат. Например, „Ау!“ – скажем мы все вместе громко и протяжно, а эхо ответит нам: „У у у“».

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Эхо». Дети кричат:

– Э э э й! («Эй», – повторяет педагог, исполняющий роль эха.)

– Э э э хо! («Хо о о», – произносит воспитатель чуть тише.)

– Э э э ля! (Ля я.)

– Эмма! (Ма а.)

– Эдик (И ик.) И так далее.

Воспитатель достаёт «чудесный мешочек» и объясняет детям правила игры. Он вызывает ребёнка, который исследует предмет, ощупывая его в мешочке, сообщает, что это за предмет и из чего он сделан. (В мешочке могут находиться мелкие предметы из резины, дерева, металла, меха, лоскутки ткани и т. п.) Если ответ правильный, предмет остаётся на столе воспитателя, если ребёнок ошибся, вещь возвращается в мешочек.

Примечание. Для закрепления правильного произношения звука э в словах, можно прочитать детям русскую народную потешку:

На улице

Три курицы

С петухом дерутся.

В окошечко три девицы

Смотрят и смеются:

«Кыш кыш! Ха ха ха!

Пожалейте петуха!»

При повторном чтении дети проговаривают две последние строчки, упражняясь в интонационной выразительности их воспроизведения.

 

 

Январь 3 неделя

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: