Надежностью автомобильной дороги как комплексного транспортного сооружения является способность обеспечивать безопасное расчетное движе-ние транспортного потока со средней скоростью, близкой к оптимальной, в те-чение нормативного или заданного срока службы дороги при достаточных зна-чениях других показателей.
Критериями эксплуатационной надежности автомобильных дорог явля-ются следующие:
– непрерывное, безопасное и удобное движение транспортных средств;
– работоспособность как состояние дороги, при котором она выполняет заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации;
– фактический, по сравнению с требуемым, срок службы дороги;
– степень запаса по пропускной способности и прочности дорожной оде-
жды;
– ремонтопригодность как приспособление сооружения к предупрежде-нию и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устране-нию их последствий проведением ремонтов и технического обслуживания.
|
|
- дорожным факторам, определяющим потенциальный риск ДТП, можно отнести тип дороги, ее геометрические параметры, число пересечений и при-мыканий второстепенных дорог, обустройство перекрестков, скоростной ре-жим.
Геометрические параметры дороги. Ширина полосы движения и проез-
жей части являются важными факторами, влияющими на безопасность движе-ния. Например, при ширине полосы дороги вне населенного пункта 3 м во вре-мя встречных разъездов безопасность обеспечивается лишь на небольшой ско-рости. В противном случае возможно столкновение или съезд транспортных средств на обочину. На дорогах низших категорий обочина не имеет усовер-шенствованного покрытия, поэтому съезд на нее может привести к боковому скольжению и опрокидыванию транспортного средства.
При ширине полосы 3,5 м безопасность разъезда существенно повышает-ся. Полоса движения шириной 3,75 м допускает встречный разъезд транспорт-ных средств без снижения скорости, даже если она близка к предельной у обо-их транспортных средств.
Для лучшего ориентирования водителей относительно правого края про-езжей части и сохранения дорожного покрытия на новых дорогах вдоль проез-жей части укладывают краевые полосы шириной до 0,75 м. Наезжать на них не разрешается, однако водитель может уверенно вести транспортное средство у самого края проезжей части. На автомагистралях с разделительной полосой краевые полосы устраивают по обеим сторонам.
На дорогах с неоднородными условиями движения (крутые повороты, уклоны, чередующиеся с прямыми участками) относительное число ДТП выше по сравнению с дорогами, обеспечивающими плавные и спокойные условия движения.
|
|
Пересечения и примыкания. По статистике,с увеличением числа пересе-чений и примыканий на 1 км дороги число ДТП возрастает, поскольку возрас-тает вероятность неправильной оценки ситуации и возникновения ошибок во-дителей.
Для пешеходов и велосипедистов по мере возрастания плотности пересе-чений и примыканий к главной дороге риск ДТП возрастает в большей степени, чем для остальных участников дорожного движения.
Обустройство перекрестков. К основным факторам риска ДТП,связан-ным с обустройством перекрестков, относятся число пересекающихся дорог, доля транспортных средств, въезжающих со второстепенных дорог на главную, способ организации движения на перекрестке, скоростной режим, техническая оснащенность перекрестка и качество его содержания.
Наблюдаемая закономерность усугубляется под влиянием внешних фак-торов, например, при неблагоприятных погодных условиях, проведении до-рожных работ.
Внешняя среда. К факторам,связанным с внешней средой,увеличиваю-щим потенциальный риск ДТП, относятся темное время суток, неблагоприят-ные погодные условия, опасное состояние дорожного покрытия, перегружен-ность дороги транспортными средствами, проведение дорожно-ремонтных ра-бот. Эти факторы взаимосвязаны с дорожными, они увеличивают число ДТП, усиливая нагрузку на психику человека и требуя от него принятия решений в нестандартных ситуациях.
Темное время суток. Установлено,что в темное время суток относитель-ное число ДТП примерно в 1,5 - 3,5 раза выше по сравнению со светлым време-нем.
Такое соотношение определено условиями плохой видимости и тем, что ночью за рулем может быть больше водителей в состоянии алкогольного опья-нения, утомленных, а поэтому менее внимательных. Неблагоприятные погод-ные условия ночью оказывают более негативное влияние, чем днем.
Неблагоприятные погодные условия. Статистические данные подтвер-ждают, что во время осадков число ДТП увеличивается. Выявлены закономер-ности, что неожиданные осадки после продолжительного сухого периода вызы-вают резкое увеличение риска ДТП, а затяжные осадки вызывают адаптацию водителей, в результате чего число ДТП постепенно уменьшается.
Состояние дорожного покрытия. На скользком дорожном покрытии,сразу после наступления гололеда, риск возникновения ДТП возрастает.
По мере адаптации водителей к сложным дорожным условиям число ДТП постепенно уменьшается, влияние неблагоприятного внешнего фактора снижа-ется.
Неровности дорожного покрытия в сочетании с неблагоприятными по-годными условиями способствуют увеличению риска ДТП.
Перегруженность дороги транспортными средствами. Движение в на-сыщенном транспортном потоке характеризуется повышенной нагрузкой на психику водителей, поскольку движение в таких условиях требует от водителя быстрой реакции, напряженного внимания, прогнозирования действий других водителей, а также ограничивает возможности для маневра. Возрастает число ошибок участников дорожного движения, конфликтных ситуаций, что приво-дит к росту числа ДТП.
Проведение дорожно-ремонтных работ. Наличие на дороге участков,гдепроводятся дорожно-ремонтные работы, создает препятствие для плавного движения транспортного потока, ограничивает пропускную способность доро-ги. На таком участке может возникать перегруженность дороги, что приводит к увеличению риска ДТП. Дорожные работы выступают как фактор неожиданно-сти для водителя, особенно это опасно на участке, которым водитель привычно пользуется ежедневно.