Необходимость тщательного исследования

О тщательном исследовании Писаний, Златоуст с удивительной настойчивостью говорит всякий раз, когда беседует с паствой. Нам видится в этом один из основополагающих принципов понимания смысла текста, поэтому не будем ограничиваться одним высказыванием святителя.

“Таково свойство божественных слов, что они в немногих речениях являют великое богатство мыслей и даруют несказанное сокровище тем, кто хочет тщательно их исследовать. Поэтому, прошу, не будем поверхностно пробегать ничего, содержащегося в божественном Писании, но будет ли то перечисление имен, или рассказ о происшествии, станем доискиваться заключенного в них сокровища. Потому-то и Христос сказал: " исследуйте Писания" (Ин.5:39), так как не везде можно тотчас найти смысл написанного, но требуется от нас и глубокое исследование, чтобы не укрылось от нас ничто, лежащее в глубине“.

“Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его?” (Матф. XXVI:14, 15)? Эти слова, по-видимому, ясны и ничего более в них не подразумевается; но если кто тщательно исследует каждое из этих слов, то найдет в них много предметов для размышления и великую глубину мыслей”.

“Видите ли, как должно не просто пробегать сказанное, но тщательно исследовать каждое слово? Если просто прочитать это изречение, то оно возбуждает недоумение в слушателях, а если исследовать его, то оно показывает великую мудрость Павла, великое его благоразумие, неизреченную попечительность”.

“Напрягите, прошу, ум ваш и, отложив всякое житейское помышление, исследуем слова с точностию, чтобы ничто не могло укрыться от нас, но, чтобы, спустившись, сколько это нам возможно, в самую глубину, могли мы уловить сокровище, сокрытое в этих кратких словах”.

“Господь внушал иудеям испытывать Писания и тем нас еще более побуждает к исследованию. Он не в том смысле говорил это, чтобы только прочитав, можно было с первого раза понять Писание. Никто, конечно, не станет испытывать того, что находится вблизи и под рукою, а испытывают то, что остается в тени и может открыться только после долгого изыскания. Для того-то Писание называется и сокровищем сокровенным, чтобы побудить нас к испытанию его”.

“Слова (Писания) должно не только прочитывать, но и понимать, иначе не будет нам никакой пользы от чтения. Сокровище, доколе ходят по нему, не показывает богатства; нет, надобно наперед раскопать его, спуститься вниз, и так найти все (сокрытое) богатство. Тоже и с Писанием: если не исследуешь глубины его, то одно чтение не покажет сокровища заключающихся (в Писании) благ ”.

Начинать тщательное исследование, по мнению святителя, следует с самого начала, то есть с названия книги: “не должно оставлять без внимания надписания (священных книг), поэтому, уже четвертый день сегодня продолжая толкование, мы не могли пройти одного надписания, но еще вращаемся около него”.

Таким образом, мы видим, что для Златоуста тщательное исследование слов Божественного Писания является ключом к пониманию смысла и сродни нахождению сокровища. Для многих этот принцип казался, да и сейчас кажется, излишним и неуместным, но для святителя он является единственно правильным и более того установленным самим Богом. “Пусть никто не порицает нас за то, что мы исследуем со тщательностью. Пустословам свойственно порицать установления Божии и укорять за тщатель­ное исследование… Исследоватьэто хотим мы не просто по излишней пытливости, но чтобы, тщательно истолковывая вам все, научить вас не пропускать в божественном Писании без внимания и краткого речения, ни даже одного слога. Ведь это не простые слова, но слова Духа Святого; потому можно найти великое сокровище и в одном слоге” - пишет он.

От простого к сложному

“Желающие получить какой-либо плод от того, что прочитывается, не должны оставлять без внимания ни одного слова. Потому-то и заповедано нам исследовать Писания, что многое, что с первого взгляда представляется простым, заключает в себе глубокий сокровенный смысл...исследующийне останавливается на поверхности, но нисходит в самую глубину” - пишет Златоуст, фиксируя проблему первичного, простого понимания текста.

На самом деле текст намного сложнее, чем мы привыкли думать. Но, к сожалению, человек со времен грехопадения приобрел одно качество, которое стало для него привычным - это способность всё упрощать. “Зачем усложнять? И так все просто и понятно” - стало своеобразным девизом отношения ко всему происходящему. Поверхностное скольжение по жизни не требует никаких усилий и труда. Поверхностное суждение о прочитанной книге, просмотренном фильме или увиденной картине стало для человека нормой, и такой подход, в конечном счете, лишает человека возможности проникнуть в смысл произведения.

Если внимательно посмотреть на подход к толкованию Златоуста, то мы увидим одну общую закономерность, он пытается, простой на первый взгляд текст, сделать непонятным, другими словами, он его намеренно усложняет. Делает он это для того, чтобы читатель смог обнаружить недостаточность поверхностного, стереотипного прочтения. Помогает ему в этом умение, задавать и находить в тексте вопросы, выводящие человека за рамки привычных предрассудков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: