Разработать конспект индивидуального занятия по формированию математических представлений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Конспект индивидуального занятия
По формированию математических представлений
На тему: «Сутки. Части суток».
Разработала: Усеинова Э.С.
Цель: Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»;
Задачи:
Образовательная:
-сформировать у детей понятие сутки, части суток
Коррекционно-развивающая:
-развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок
-развивать умение оперировать этими понятиями в повседневной жизни
-развивать коммуникативную часть речи во время беседы с педагогом
Воспитательная:
-воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам – гному Тик – Таку и Незнайке.
Материал: наглядная модель часов гнома Тик – Так; изображение гнома Тик – Так.
Содержание занятия
Вводная беседа
Педагог
- Смотри, сегодня к нам в гости пришел гном Тик – Так.
-Здравствуйте! Давайте поиграем в игру «Загадки и отгадки»! Я буду загадывать загадку про часть суток, а тот, кто отгадает, покажет отгадку на моих часах.
|
|
Основная часть
Педагог читает отрывок из стихотворения:
Солнце ярко осветило
Землю, всё позолотило.
Он сияет и блестит,
Нам лениться не велит.
(день)
Ребенок отгадывает часть суток, показывает ее, передвигая стрелку на наглядной модели часов гнома Тик – Так. Так же загадывают загадки и про остальные части суток:
Небо вдруг порозовело,
Тихо – тихо и несмело
Солнце красное лучом
Что открыло, как ключом?
(утро)
Солнце спать легло, и будто
Легким, синим покрывалом
Он всю землю укрывает,
Это время – очень точно-
Сумерками называют.
(вечер)
Когда с темнотою
Земля вдруг сошлась
И в небе луна
Со звездою зажглась?
(ночь)
По такой же схеме можно провести игру «Загадки и отгадки гнома Тик - Так», используя в загадках не описание положения солнца и освещенности земной поверхности, а содержание и характер деятельности гнома Тик – Так в разное время суток.
-Когда гномик это делал?
Гном уста, фонарик яркий
Светлячок ему включает,
Сказку гномик прочитает
И тихонько засыпает.
(вечером)
Гномик бодро просыпался
И росою умывался,
Колпачок свой надевал,
Звонко песню напевал.
(утром)
Гномик спит,
И снятся сказки
Интересные ему.
(ночью)
Гном чинил свою калитку
И катался на улитке,
Он и пчелкам помогал,
Им цветочки наклонял.
(днем)
Закрепление
Дополнительные вопросы к ребенку:
-Утро
· Какого цвета было небо утром?
· Какого цвета бывает солнце, когда встает?
· Что делает гномик в это время?
|
|
· Что делаете вы по утрам?
-День
· Почему говорят, что днем солнце «все позолотило»? (днем солнце яркое, желтое, и этот цвет сравнивают с цветом золота, поэтому день «сияет, блестит»
· Чем занимался гномик днем?
· Что делаете в это время суток вы?
· Почему это время суток «нам лениться не велит»? (Это большая часть суток, когда светит солнце и активно трудятся люди и все живое в природе.)
-Вечер
· Какого цвета та часть круга на часах гномика, которая обозначает вечер? Почему? (Солнце легло спать, уже не освещает Землю, окружающие предметы хуже видно – это время суток называют «сумерки», то есть все как бы меркнет, исчезает под «легким, синим покрывалом», которым «вечер землю укрывает).
· Почему гномик устал?
· Что он делал вечером?
· Что делаете по вечерам вы?
-Ночь
· Какого цвета небо ночью? (Небо черное, вокруг темно, ничего не видно, но это все равно красивое время суток, так как небо озаряет свет Луны и звезд, Землю на лугах освещают светлячки, а в городах сияют огни фонарей. Ночь еще называют «волшебной», потому что во время сна люди видят интересные сказки.)
· Что делал гномик ночью?
· Снятся ли вам ночью волшебные сны?
Итог
-Тебе понравилось занятие? Что было для тебя сложно?
- Ты сегодня очень старался! За твои старания я ставлю тебе 5!
- На следующем занятии Тик-Так хочет отправится с тобой в путешествие по стране «Веселая неделька». Будет интересно!
Составить методические рекомендации к проведению занятий с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения.