Бытописание в повести и его значение

Мохова Лада 19ИПД1

Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума»

Новое во вступлении

Вступление в «Житии» имеет похвалу богородице и рассказ о патриархе Нестории. Ни похвалы богородице, ни рассказа о патриархе Нестории в других списках «Жития» нет. Это самостоятельное произведение Аввакума.

 

Двойственность образа героя (соединение высокого и низкого)

Автор четко определил свю двойственную сущность («грешный человек» — «пророк») и теперь получил возможность чередовать документально («с полчаса не дышал, наклонясь, прижав руки, сидя», «крови печенье из горла рыгнуло», «дни три у меня зелень горькая из горла текла» и тп) с возвышенно традиционным осмыслением деяние дочери путем сближения его с подвигами библейских героинь: «…яко древняя Июдифь и Израили или яко Есвирь о Мардохее, своем дяде, или Девора мужеумная о Вараце». Подобные сопоставления и дают автору косвенным образом, будто бы независимо от своего намерения, назвать себя «пророком». Затем он вновь возвращается к теме «грешного человека», продолжая наблюдать себя как бы со стороны: «А то смотри, Аввакум,и робенка ты хуже!», и далее: «...не величайся, дурак, тем, что бог сотворит во славу свою через тебя какое дело...». Так сочетаютя «два плана» повествования — торжественная «проповедь» и покаянная «исповедь».

 

Образная система и приемы обрисовки персонажей

Речь персонажей является у автора «Жития» одним из основных приемов обрисовки характера

В образе Аввакума достигнута та степень индивидуализации и многосторонности, какой не знала не только житийная литература с ее идеальным героем, но, пожалуй, и другие предшествовавшие «Житию» литературные памятники. Резко индивидуальные черты, проявляющиеся в характере Аввакума, не лишают его автопортрета типичности. Типичность его автопортрета и сказывается в противоречивости его поведения, его побуждений, чувств и настроений, столь характерной для той социальной среды, которую представлял Аввакум, - среды, мятущейся в поисках правды и ежечасно заблуждающейся, стремившейся примирить религию и свое недовольство церковью и освящаемыми ею феодальными порядками, предписания христианского учения и естественные стремления, церковный обряд и быт.

Как ни сосредоточено внимание читателя на центральной фигуре «Жития», однако она лишена, в сущности, исключительности, не подавляет остальных персонажей своим превосходством. Мы все время ощущаем связь героя с определенной средой, его «нормальное» в известном смысле положение: в постигшем его несчастье он не оказывается одиноким. Среди бегло и не всегда выразительно очерченных образов его единомышленников и соратников - протопопа Неронова, обоих Даниилов, дьякона Федора, священника Лазаря, юродивых Федора и Афанасьюшки, Еремея - заметно выделяется героическая, под стать Аввакуму, фигура его жены - Настасьи Марковны.

Образ Настасьи Марковны ярко воплощает в себе лучшие национальные черты русского женского характера в их конкретно-историческом выражении. М. Горький в статье «Разрушение личности», говоря о «спокойной готовности» русской женщины «жертвовать собою ради торжества своей мечты», приводит как один из наиболее ярких примеров - образ Настасьи Марковны

С большой теплотой воссоздаются Аввакумом в «Житии» обобщенные, групповые образы простых людей. Казаки выполняют жестокие приказы Пашкова не по своей воле; они изображаются людьми добрыми, сочувствующими Аввакуму: «...глядя, плачют на меня, жалеют по мне». Производя обыск у Аввакума, они проявляют такт и деликатность, не тревожат Настасью Марковну, выражая ей явное сострадание: «Матушка, опочивай ты, и так ты, государыня, горя натерпелась!»

В характеристике своих врагов Аввакум, в отличие от других его сочинений, избегает гротеска и натуралистических приемов - их образы даются в более сдержанной манере. Характерно, что в «Житии» исчезает описание внешнего облика ненавистных Аввакуму людей с излюбленным в других случаях подчеркиванием какой-нибудь детали - «толстого брюха», «красной рожи», «длинного носа» и т. п. Внимание Аввакума сосредоточено на действиях, на поступках, на высказываниях персонажей, в их образы привносятся элементы психологической характеристики. Так, Никон живо обрисован в двух контрастных сценах, в которых обнаруживаются разные стороны его характера: в одном случае, перед избранием в патриархи, он заискивает и «лицемерится»; в другом - добившись расправы над противниками, он с циничной насмешливостью отзывается о чудесном «видении» одному из заключенных: «знаю-су я пустосвятов тех!» Воевода Пашков не выглядит условным злодеем, фигура его достаточно жизненна и даже не лишена известной человечности; ему, оказывается, знакомо чувство благодарности и даже раскаяния: «Сел Пашков на стул, шпагою подперся, задумався и плакать стал, а сам говорит: «согрешил, окаянной, пролил кровь неповинну, напрасно протопопа бил...»

В многофигурном полотне, каким является «Житие», Аввакум сохранил единство принципов изображения людей, отсутствие схематического противопоставления персонажей и резкого выделения идеального, безупречного героя, что было столь характерно для средневековой литературы. Это не значит, что Аввакум вовсе отказывается от оценки событий и людей - она выражена достаточно определенно, - но эта тенденциозность достигается художественными, а не публицистическими средствами.

 

Бытописание в повести и его значение

Изображая себя в обстановке семейно-бытовых отношений, Аввакум стремится подчеркнуть неразрывную связь бытового уклада с церквью. Патриархальный уклад, охраняемый старым обрядом, и защищает он. Он стремится доказать, что старый обряд тесно связан с самой жизнью, ее науцональными основами, а новый обряд ведет к утрате этих основ. Страстная защита «древлего благочестия» превращает житие в яркий публицистический документ эпохи. Не случайно свое житие протопоп начинает с изложения основных положений «старой веры», подкрепляя их ссылками на авторитет «отцов церкви» и решительно заявляя: «Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю». Собственная его жизнь служит лишь примером доказательства истинности положенной веры, борцом и пропагандистом которой он выступает.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: