Тема: Дифференцированный зачет

Тема: Особенности прозы и поэзии последних десятилетий

Цель: проанализировать особенности прозы и поэзии последних десятилетий.

Современная русская литература представляет собой произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1990х годов ХХ века и до начала второго десятилетия ХХIвека.

Ярким представителем современной русской прозы является Людмила Улицкая, автор рассказов, повестей, романов, лауреат премии Русский Букер за роман «Казус Кукоцкого». Жанр рассказа доминирует в творчестве Л. Улицкой: циклы «Бедные родственники», «Детство сорок девять», «Девочки».

Особенности рассказов:1.отсутствие героя-рассказчика; написаны в форме безличного повествования; 2.отсутствие внешнего сюжета; 3.использование одних и тех же героев (Анна Марковна, Берта, Матиас) 4.в центре – женские образы; 5.возвращение героев к прошлому; 6.основной интерес – частный человек в частной жизни. В центре рассказа «Бедные родственники» - жизнь двух женщин: Аси и Анны Марковны. Они родственницы, учились в одном классе, но между ними есть грань. Анна Марковна – зажиточная женщина, а Ася – бедная родственницы, слабоумная. Каждый месяц двадцать первого числа Ася приходила к Анне Марковне, чтобы попросить денег. Женщины болтали о чем-нибудь, Ася слушала рассказы Анны Марковны о том, что происходит в их доме. Беседа между героинями происходит натянуто, чего-то не хватает. Здесь наступает кульминационный момент: Анна Марковна достает свои поношенные вещи и каждую отдельно передает в руки Аси; затем, как обычно, Ася получает конверт со сторублевкой, прощается и уходит. Деньги и вещи она передает полупарализованной старухе и сияет от радости. Ася всегда это делала тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна. Таким образом, современная русская проза представляет собой целостную систему, которая характеризуется многожанрованностью, тематическим многообразием, выстраивается на стыке реализма и постмодернизма.

Современные писатели (А.Уткин,А.Гостева,И.Стогофф,Е.Радов,И.Денежкина и др.)

Немного иначе обстоит дело с современной поэзией. Она настолько многогранна, порой смела, порой анархична, что ее невозможно воспринимать однозначно. Ее непросто загнать в рамки канонов и пытаться анализировать по схеме. Самоирония, внимание к деталям, ритмичность и музыкальность, подражание сразу нескольким стилям, попытки создать в каждом стихотворении чуть ли не собственную религию или собственное направление – все это присуще современным творцам.

Конечно, задача каждого из поэтов писать о том, что его волнует и что он чувствует. Некоторые говорят, что они не способны контролировать ход письма, потому что кто-то сверху движет их рукой. Быть марионеткой и прикрываться сенью всевышнего можно, но... кому интересно об этом знать? Во всяком случае, кроме многочисленных редакторских правок нужно уметь ещё подать материал в интересной форме. Как раз отсюда тянутся ноги нынешней изобретательности.

Основной тенденцией современной поэзии является полный отход от принятых ранее канонов. Так, если раньше все стихотворения должны были соответствовать четким требованиям (рифма, количество строк в столбике и т.д.), то сегодня стихотворением может считаться и просто набор слов. Часто в поэзии отсутствуют знаки препинания, отсутствует обозначение регистра – предложения просто пишутся с новой строки и с маленькой буквы, при этом не обязательно каждое из них обладает определенным смыслом и окончанием. Это могут быть обрывки фраз, просто слова. То есть, то, что раньше называлось белым стихом и было исключением, которое лишь подтверждало правило о необходимости соблюдения стихотворной формы, сегодня является нормой.

С одной стороны, полный отказ от канонов предоставляет авторам большую свободу в самовыражении, не ограничивает их какими-то формами и рамками, что является достаточно позитивным в плане творчества. С другой же стороны, полный отход от правил создает невообразимый хаос, когда писать стихи берется каждый и отличить действительно шедевр от мусора чрезвычайно трудно.

Что касается смыслового наполнения и тематики, то современный мир в данном случае диктует свои темы и образы. Так, довольно мало стихотворений можно найти, посвященных природе, пейзажам. Основной темой является одиночество в различных проявлениях – многие авторы посвящают свое творчество теме одиночества в больших городах, сложности найти свое место в этом мире, определиться с собственной дорогой. Современная поэзия стала более «ровной» — здесь больше не звучит яркое счастье или драматичное горе. Все чаще поэзия становится спокойно-меланхоличной, когда в образах авторы стараются передать свое отношение к миру, определенные мотивы, вызванные созерцанием ночных улиц мегаполисов.

Довольно явной тенденцией является и то, что в связи с большим количеством авторов каждый из них старается чем-то выделиться, поэтому образы становятся все более яркими и неординарными, происходит постоянный поиск новых выразительных средств. Ведь даже красивое стихотворение с идеальной рифмой и яркими образами вряд ли привлечет большое количество читателей – в сети ежедневно выставляют на всеобщий суд свою поэзию сотни авторов и для того, чтобы привлечь читателя, нужно предложить ему что-то необычное. Именно благодаря этому поэзия постоянно развивается и можно с уверенностью утверждать, что, несмотря на отход от канонов и трансформацию многих правил, данный вид искусства имеет интересное будущее и будет актуальным еще не один год.

Прочитать.

Законспектировать.

Домашнее задание:

В рабочих тетрадях написать биографию вашего любимого поэта или писателя – представителя литературы последних десятилетий.

Подготовиться к дифференцированному зачету.

 

 

Все задания выполняются в рабочих тетрадях, фотографируются и присылаются на электронную почту или вконтакте.

griko93@mail.ru

Тема: Дифференцированный зачет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: