Тема: Особенности прозы и поэзии последних десятилетий
Цель: проанализировать особенности прозы и поэзии последних десятилетий.
Современная русская литература представляет собой произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1990х годов ХХ века и до начала второго десятилетия ХХIвека.
Ярким представителем современной русской прозы является Людмила Улицкая, автор рассказов, повестей, романов, лауреат премии Русский Букер за роман «Казус Кукоцкого». Жанр рассказа доминирует в творчестве Л. Улицкой: циклы «Бедные родственники», «Детство сорок девять», «Девочки».
Особенности рассказов:1.отсутствие героя-рассказчика; написаны в форме безличного повествования; 2.отсутствие внешнего сюжета; 3.использование одних и тех же героев (Анна Марковна, Берта, Матиас) 4.в центре – женские образы; 5.возвращение героев к прошлому; 6.основной интерес – частный человек в частной жизни. В центре рассказа «Бедные родственники» - жизнь двух женщин: Аси и Анны Марковны. Они родственницы, учились в одном классе, но между ними есть грань. Анна Марковна – зажиточная женщина, а Ася – бедная родственницы, слабоумная. Каждый месяц двадцать первого числа Ася приходила к Анне Марковне, чтобы попросить денег. Женщины болтали о чем-нибудь, Ася слушала рассказы Анны Марковны о том, что происходит в их доме. Беседа между героинями происходит натянуто, чего-то не хватает. Здесь наступает кульминационный момент: Анна Марковна достает свои поношенные вещи и каждую отдельно передает в руки Аси; затем, как обычно, Ася получает конверт со сторублевкой, прощается и уходит. Деньги и вещи она передает полупарализованной старухе и сияет от радости. Ася всегда это делала тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна. Таким образом, современная русская проза представляет собой целостную систему, которая характеризуется многожанрованностью, тематическим многообразием, выстраивается на стыке реализма и постмодернизма.
|
|
Современные писатели (А.Уткин,А.Гостева,И.Стогофф,Е.Радов,И.Денежкина и др.)
Немного иначе обстоит дело с современной поэзией. Она настолько многогранна, порой смела, порой анархична, что ее невозможно воспринимать однозначно. Ее непросто загнать в рамки канонов и пытаться анализировать по схеме. Самоирония, внимание к деталям, ритмичность и музыкальность, подражание сразу нескольким стилям, попытки создать в каждом стихотворении чуть ли не собственную религию или собственное направление – все это присуще современным творцам.
Конечно, задача каждого из поэтов писать о том, что его волнует и что он чувствует. Некоторые говорят, что они не способны контролировать ход письма, потому что кто-то сверху движет их рукой. Быть марионеткой и прикрываться сенью всевышнего можно, но... кому интересно об этом знать? Во всяком случае, кроме многочисленных редакторских правок нужно уметь ещё подать материал в интересной форме. Как раз отсюда тянутся ноги нынешней изобретательности.
|
|
Основной тенденцией современной поэзии является полный отход от принятых ранее канонов. Так, если раньше все стихотворения должны были соответствовать четким требованиям (рифма, количество строк в столбике и т.д.), то сегодня стихотворением может считаться и просто набор слов. Часто в поэзии отсутствуют знаки препинания, отсутствует обозначение регистра – предложения просто пишутся с новой строки и с маленькой буквы, при этом не обязательно каждое из них обладает определенным смыслом и окончанием. Это могут быть обрывки фраз, просто слова. То есть, то, что раньше называлось белым стихом и было исключением, которое лишь подтверждало правило о необходимости соблюдения стихотворной формы, сегодня является нормой.
С одной стороны, полный отказ от канонов предоставляет авторам большую свободу в самовыражении, не ограничивает их какими-то формами и рамками, что является достаточно позитивным в плане творчества. С другой же стороны, полный отход от правил создает невообразимый хаос, когда писать стихи берется каждый и отличить действительно шедевр от мусора чрезвычайно трудно.
Что касается смыслового наполнения и тематики, то современный мир в данном случае диктует свои темы и образы. Так, довольно мало стихотворений можно найти, посвященных природе, пейзажам. Основной темой является одиночество в различных проявлениях – многие авторы посвящают свое творчество теме одиночества в больших городах, сложности найти свое место в этом мире, определиться с собственной дорогой. Современная поэзия стала более «ровной» — здесь больше не звучит яркое счастье или драматичное горе. Все чаще поэзия становится спокойно-меланхоличной, когда в образах авторы стараются передать свое отношение к миру, определенные мотивы, вызванные созерцанием ночных улиц мегаполисов.
Довольно явной тенденцией является и то, что в связи с большим количеством авторов каждый из них старается чем-то выделиться, поэтому образы становятся все более яркими и неординарными, происходит постоянный поиск новых выразительных средств. Ведь даже красивое стихотворение с идеальной рифмой и яркими образами вряд ли привлечет большое количество читателей – в сети ежедневно выставляют на всеобщий суд свою поэзию сотни авторов и для того, чтобы привлечь читателя, нужно предложить ему что-то необычное. Именно благодаря этому поэзия постоянно развивается и можно с уверенностью утверждать, что, несмотря на отход от канонов и трансформацию многих правил, данный вид искусства имеет интересное будущее и будет актуальным еще не один год.
Прочитать.
Законспектировать.
Домашнее задание:
В рабочих тетрадях написать биографию вашего любимого поэта или писателя – представителя литературы последних десятилетий.
Подготовиться к дифференцированному зачету.
Все задания выполняются в рабочих тетрадях, фотографируются и присылаются на электронную почту или вконтакте.
griko93@mail.ru
Тема: Дифференцированный зачет.