Какие варианты внедрения регионального компонента в учебный процесс по истории вы считаете наиболее предпочтительными?

Региональный компонент определяется природно-географическим, социально-экономическим, историческим единством региона и включает учебный материал, раскрывающий особенности региона, в котором находится школа. Отношение к НРК только как к краеведческому материалу приводит к недооценке его высокого статуса. Региональный компонент создает условия для лучшего восприятия учащимися природных, и общественных явлений России с учетом ландшафта, трудовой деятельности, этнокультурных традиций региона проживания.

Использование краеведческого материала не должно носить фрагментарный характер. Еще одна из основных задач школ – построить свою работу таким образом, чтобы организация регионального компонента содержания учебных предметов отвечала принципу систематичности, состоящем в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческого материала на разных этапах обучения. Не случайно, в концепции основными требованиями, предъявляемые к региональному компоненту являются:

¾ преемственность ступеней образования;

¾ содержание и структура регионального компонента должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой.

¾ Способы реализации регионального компонента государственного стандарта общего образования в нашей области:

¾ введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ;

¾ органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.

¾ углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, дополнительные образовательные модули, элективные курсы за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

¾ В школах краеведческий материал реализуется через:

¾ Уроки с региональным содержанием.

¾ Курсы дополнительного образования.

¾ Научно – исследовательская работа обучающихся.

¾ Экскурсии в музеи, на производства и т.д.

Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей школ является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента.

 

Каковы проблемы учебно-методического обеспечения краеведческих уроков истории в школах Мурманской области?

Проблемы учебно – методического обеспечения краеведческих уроков истории в школах Мурманской области заключаются в следующем:

· Отсутствие учебной хрестоматийной литературы по краеведению для учителя и для обучающегося;

· неосознавание необходимости, значимости национально-регионального компонента, некий стихийно-эмпирический подход в его реализации со стороны педагогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: