Региональный компонент определяется природно-географическим, социально-экономическим, историческим единством региона и включает учебный материал, раскрывающий особенности региона, в котором находится школа. Отношение к НРК только как к краеведческому материалу приводит к недооценке его высокого статуса. Региональный компонент создает условия для лучшего восприятия учащимися природных, и общественных явлений России с учетом ландшафта, трудовой деятельности, этнокультурных традиций региона проживания.
Использование краеведческого материала не должно носить фрагментарный характер. Еще одна из основных задач школ – построить свою работу таким образом, чтобы организация регионального компонента содержания учебных предметов отвечала принципу систематичности, состоящем в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческого материала на разных этапах обучения. Не случайно, в концепции основными требованиями, предъявляемые к региональному компоненту являются:
|
|
¾ преемственность ступеней образования;
¾ содержание и структура регионального компонента должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой.
¾ Способы реализации регионального компонента государственного стандарта общего образования в нашей области:
¾ введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ;
¾ органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.
¾ углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, дополнительные образовательные модули, элективные курсы за счет часов вариативной части базисного учебного плана.
¾ В школах краеведческий материал реализуется через:
¾ Уроки с региональным содержанием.
¾ Курсы дополнительного образования.
¾ Научно – исследовательская работа обучающихся.
¾ Экскурсии в музеи, на производства и т.д.
Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей школ является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента.
|
|
Каковы проблемы учебно-методического обеспечения краеведческих уроков истории в школах Мурманской области?
Проблемы учебно – методического обеспечения краеведческих уроков истории в школах Мурманской области заключаются в следующем:
· Отсутствие учебной хрестоматийной литературы по краеведению для учителя и для обучающегося;
· неосознавание необходимости, значимости национально-регионального компонента, некий стихийно-эмпирический подход в его реализации со стороны педагогов.