Абсолютизм в Западной Европе xVI-XVIII веков и система общественных связей

Новое время. Охватывает период 17 и 18 столетий; закладываются основы современного мира; меняется отношение к человеку- человек это «мыслящий тростник»(Блез Паскаль); в религии- два противостоящих движения Реформации и Контрреформации, породившие религиозные войны; зарождается протестантизм.

Реформация. «реформация»- пер. С лат. Означает изменения, перестройка. В 16-17 вв все гос-ва Европы оказались разделенными на два больших лагеря:

· в Англии, Швейцарии, Нидерландах, скандинавских странах, нек германских княжествах Реформация победила, и север континента стал в основном «протестантским».

· Испания, Италия, Франция, Польша, Венгрия, Чехия и остальная часть германских земель сохранили верность Папе римскому и католицизму. 

Противостояние реформаторов и католической церкви.

Борьба первое время разворачивалась в стенах университетских залов, церквей и монастырей- противники вскоре взялись за оружие, и на полях сражений пролилась первая кроль борцов за веру. Засыпали костры, на кот сжигали не только опасные книги, но и их авторов. Религиозная нетерпимость раскалывала дружные семьи, восстанавливая сына против отца и брата против брата.

Методы католической церкви.

Церковный собор утвердивший разрыв с реформаторами заседал почти 20 лет- с 1545 по 1563 год. Все сторонники реформы церкви были объявлены еретиками, т е людьми отпавшими от Христа и от церкви. Римская церковь дала всем желающим право убивать и преследовать кальвинистов, лютеран и сторонников других реформационных учений.

Варфоломеевская ночь.

24 августа 1572 года в ночь перед праздником Святого Варфоломея католики в Париже пометили дома, где находились гугеноты. Среди убийц были, в основном, иностранные наемники. Считается, что погибло не менее 30 тысяч человек.

Генрих Четвертый (1553-1610).

В 1589 году королем стал Генрих Четвертый Бурбон. Для этого ему пришлось перейти в католичество. «Париж стоит мессы»- по преданию, сказал король, въезжая в столицу. В 1589 году был принят Нантский эдикт- закон о веротерпимости. Господствующей религией остался католицизм, но гугеноты получили свободу вероисповедания и одинаковые с католиками права.

17 век.

Век буржуазных революций. Век сосуществования и равновесия между старым и новым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуазным индивидуализмом, наукой и искусством.

Методы обоснования власти абсолютного монарха.

Обоснование божественной природы власти монархи: владыка «божьей милостью» и он ответственен только перед Богом. «Государь- образ и подобие Божье. Он имеет право делать добро и зло, как ему заблагорассудится», девиз Карла Евгения герцога Вюртенбергского. Наука и искусство прославляют короля, а короьл- покровитель искусств. История описывает героизм и подвиги короля и его предков. Подчеркивается мудрость, добродетель и благородство короля. Вся гос машина была на службе имиджа короля.

Вильгельм Оранский 1689-1702 король Англии и Шотландии. Чтоб влиять на членов парламента подкупал их голоса. «Никто не гнушается подкупом больше, чем я, но я имею дело с людьми…?»

Средства массовой информации.

Издавались отдельные «книги новостей» с информацией и рисунками, отражающими события на сессиях парламента (Англия)…

Адресное бюро Теофраста Ренодо.

Во Франции в 1620-е годы кардинал Ришелье назначил пост главного начальника королевских благотворительных учреждений врача Теофраста Ренодо, кот по его указу основал «Адресно бюро», т е информационное агентство. Он получил монополию на сбор информации по всей стране и из-за рубежа. С 1631 г Ренодо начал издавать газету, кот так и называлась «La Gazette» и содержание ее, естественно отражало политические пристрастия Ришелье.

16. Общественные связи позднего средневековья и эпохи Возрождения.

Традиционная система феодальных общественных отношений переживает кризис и трансформируется; меняются устоявшие соц структуры; меняются положение и самосознание различных слоев населения города и деревни; зарождаются новые формы рыночного хозяйства; формируется новый тип государственности.

Короли для поддержания имиджа создавали образы правителя-мецената; гос деятеля; щедрого человека; бескомпромиссного, отважного воина; покровителя искусств; писателя, ученого. Пример: Генрих Седьмой – король Англии 1485-1509.

Короли. Для дискредитации своих врагов использовали средства «черного ПР»; слухи; ложь; клевета; очернение влиятельных аристократов в глазах народа. Пример: Жиль же Лаваль барон де Ре маршал Франции (1404-1440).

Гуманизм. Вызов средневековой системе знания, формально-логическому методу схоластики, приоритету теологии; противопоставлял средневековой традиции приоритет знаний о человеке, этику; выдвигал в качестве важнейшей задачи совершенствование человека, личности, общества; акцент переносил с потустороннего на земное, человеческое; провозглашал универсальность человека.

Святой Винцент Феррер: у ног святого Винцента Феррера- турок, еврей и сатана; цифры рядом- количество мусульман, иудеев, кот Винцент обратил, и бесов, кот он изгнал. Тут же еще одного дьявола топчет святой Прокоп Сазавский (Фердинанд Максимилиан Брокофф, 1712). Прага

 Возрождение - период бурного развития ораторского искусства; период становления устной речи; появляются «дипломатические речи»; зарождается университетское красноречие; набирает силу светское красноречие; возникает мода на произнесение речей на домашних торжествах.

Возрождение 15 век.: рост общественного интереса к информации, монастыри теряют монополию в книгописании и образовании; задачи обучения выполняют светские учреждения, школы, университеты.

Возрождение: появл люди профессионально занятые передачей новостей; Рим-менанти (переписчики); итальянские города- коррьери (гонцы. Курьеры); Венеция- гаццетанти (газетчики). Гаццетта- мелкая венецианская монета, кот расплачивались за листок новостей

Цензура. Папа Пий Пятый и Григорий Тринадцатый издают Буллы в кот запрещается издание рукописных газет, листков. Всякий кто осмелится издавать газеты или писать в них будет жестко клеймен и сослан куда-то..

Листки новостей: назывались по-разному: «nouvelles»- новости, «feullies volantes»- летучие листки; средство информирования граждан; содержали сообщения, новости, комментарии, оценки, критические суждения, информацию о религиозных войнах, жизни королевского двора; выполняли роль печатной рекламы, пресс-релизов; содержали краткие объявления si quis – начинались со слов «если кто».

Газеты. 1609 г первые еженедельные издания в германии «Реляцион» (сообщение) и «Авизо» (объявление).; 1622 г в Англии Натаниэль Баттер публикует еженедельные сборники новостей «Уикли Ньюс» и «куранты»; 1661 г «Лейпцигская газета»- ежедневная газета.

Настенная живопись. Творческий предшественник будущих плакатных форм пропаганды и рекламы; «многие говорили, что это вздор и пустяки… другие находили, что это великая вещь и имеет большое значение». (хроники 14 века)

15-16 в расцвет «гравюрной» коммуникации. Ксилография- оттиск с гравюры, вырезанной на дереве. Позднее используется металлическая основа. Популярны религиозные сюжеты, побуждающие совершить паломничество к святым местам. Позднее текст наполняется большей смысловой нагрузкой, а изображение играет роль разъясняющую, рекламирующую, что важно для неграмотных зрителей.

Афиша - развёрнутые словесные тексты, сопровождавшиеся гравированными украшениями в виде рамок, виньеток, символических изображений. Использовали бродячие актерские труппы.

Панегирики. Торжественная, похвальная речь. Жанр ведет начало от сочинения Мозеса де Брольо, воспевшего в 12 веке свою родную коммуну Бергамо. 1288 г школьный учитель Бонвичино да Рива написал панегирик Милану. Цель- поднять престиж города, коммуны, воспитать в гражданах чувство патриотизма. Воспевается величие и градостроительная красота, доблесть и тд..

17. Связи с общественностью в эпоху Просвещения.

Просвещение

Век рационализма; разложение абсолютизма; культ разума, освобожденный от авторитета королевской власти и церкви; интерес об-ва к вопросам политики, экономики, истории; бурное развитие науки и техники.

Религиозная принадлежность была поводом полит борьбы и недовольства тем или иным полит деятелем или даже монархом; выступала средством для идентификации того или иного человека. Объявив его религиозную принадлежность можно было сформировать общественное мнение в отношении человека.

Цели и идеалы просвещения: свобода; благосостояние и счастье людей; мир, ненасилие; веротерпимость; критическое отношение к авторитетам; вольнодумство, неприятие догм.

Просветители в общественной деятельности видели способ повлиять на мнение граждан и политику правительств. Были известны как писатели, публицисты, университетские преподаватели или полит деятели.

Просветители стремились привить широким слоям свои ценности и идеалы. Пропагандировали свои идеи в клубах, на полит собрания или встречах по интересам (напр. в кафе). Использовали для влияния различные публикации, например знаменитую «Энциклопедию или толковый словарь наук, искусств и ремесел» 1751-1772.

Влияние просветителей на аристократию. Салонная форма общения. Знакомство с просветителями, прием их в своем доме выполняло своеобразную функцию ПР, ибо хозяева причислялись к «просвещенным» людям. Например, Мадам дю Деффан принимала у себя Вольтера и Монтескье.

Жан Жак Руссо 1712-1778.

Идеи Руссо оказали революционирующее воздействие на современников; сыграл решающую роль в перевороте в понятиях, кот предшествовал полит и соц революции. «Могущественный и добродетельный гений Руссо подготовил ваши труды»,- говорил 11 августа 1791 г. Своим коллегам-депутатам национального собрания Робеспьер.

Печать

Широкое распространение печати и ее популярность позволили использовать для пропаганды, формирования общественного мнения и печатное слово. Не называя себя, анонимно, можно было публиковать произведения формирующие восприятие реальных событий.

Джонатан Свифт 1667-1745

1704 г. «Сказка бочки, написанная для общего совершенствования чел рода». «Предсказания на 1708 год» Исаака Бикерстафа (против астролога Джона Партриджа).

Полит пресса. В 1704 году издает «Обозрение гос дел». Цензура и ограничения полит прессы. 1729 г- строгий запрет печатать отчеты о заседаниях британского парламента- снят в 1774 году. Появляются партийные печатные газеты, официально финансировавшиеся из партийной кассы. В 1760-е годы была учреждена газета тори- «The Briton» и ее антипод- печатный орган вигов «The North Briton».

Газеты- приемы повышения популярности изданий. В газетах печатались; частные объявления, лотереи, информационные сообщения, публицистические и художественные произведения- например, «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера».

Реклама в прессе. В 1692 г Джон Хоутон начинает издавать еженедельник «Собрание известий ради развития предпринимательства и торговли». Показывал лидерство своей страны в предпринимательстве и торговле. Начинает публикацию интимной межличностной рекламы: брачных объявления. Одна из целей подобных публикаций- привлечение внимания к еженедельнику –увеличение тиража. Появляется редакционная врезка, где Хоутон ручается за добросовестность публикуемых обращений и соблюдение полной конфиденциальности.

Места коммуникации. Самым любимым местом распространения информации становятся кофейни. В кофейнях сочинялись оперативные листки, передававшиеся из рук в руки, иногда изготовлявшиеся переписчиками, развешивались афиши, проводились лотереи, разлетались слухи, осуществлялись деловые контакты.

Регулирование информации. В 1752 году англ парламент принял закон, предписывавший, что предметом объявлений, публичных предложений должны быть только надежные, достойные вещи, будь то товар, репутация фирмы и личности. Тех же кого уличат в обмане, или даже невольном введении в заблуждение сограждан, оштрафуют в 50 фунтов стерлингов. Этот закон запрещал публикацию типа объявлений «no questions»- «без вопросов». Пример: «Прошу вернуть такие-то украденные вещи. Лишних вопросов задано не будет».

18 век- век подражания; подражали обычаям, нравам, моде, царившим при дворе.

Вывески. В 1722 году цех профессиональных художников вывесок во Франции насчитывал 40 человек. Известный сатирик Джозеф Аддисон в журнале «Observer» («Наблюдатель») 1711 года пишет: «Наши улицы заполнены голубыми вепрями, черными лебедями и красными львами, не говоря уже о летающих свиньях и собаках, и иными созданиями не менее экзотичными, чем в Африке».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: