исходного контура
Расчет геометрии зубчатой цилиндрической передачи внешнего зацепления с эвольвентным профилем зубьев производится по ГОСТ 16532 – 70 «Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии» с учетом ГОСТ 2185 – 66 «Передачи зубчатые цилиндрические»:
- начальные диаметры dw, мм
dw1 = 2× aw /(u+ 1), (1.28)
dw 2 = 2× aw × u /(u +1); (1.29)
- диаметр окружности выступов da, мм
da1 = d1 + 2×(ha * + x1 –D y)× m, (1.30)
da2 = d2 + 2×(ha * + x2 –D y)× m, (1.31)
где D y – коэффициент уравнительного смещения (рисунок 1.5),
D y = x å – y, (1.32)
где y – коэффициент воспринимаемого смещения (рисунок 1.5)
y=(aw–a)/m; (1.33)
- диаметр окружности впадин df1, мм
df1 = d1 –2×(ha * + c * – x1)× m, (1.34)
df2 = d2 –2×(ha * + c * – x2)× m, (1.35)
где х1 и х2 - коэффициенты смещения исходного контура колес 1 и 2;
- нормальная толщина зуба sm, мм
sm = m× [(p /2) + 2×x×tg a]; (1.36)
- ширина зуба по начальной окружности, мм
sw = 2×rw ×[(s /2×rw) +inv a], (1.37)
где inv a - эвольвентная функция профиля зуба.
Контроль взаимного расположения разноименных профилей зубьев производят по общей нормали, представляющей собой отрезок касательной к основной окружности db между разноименными профилями, нормальными к этой касательной и расположенными по разные стороны от точки касания (рисунок 1.7).
Рисунок 1.7 – Схема замера длины общей нормали зубьев цилиндрических колес
(сечение зубьев колеса плоскостью, касательной к основному цилиндру)
Длина W общей нормали
W =[p×(zw –0,5)+2х× tg a+ z × inv a t ]× m × cos a, (1.38)
где zw –расчетное число зубьев в длине общей нормали для зубчатых колес с основным углом наклона bb (sin bb = sin b cosa), округленное до целого числа, которое вычисляют по формуле
zn =(z /p)×[(tg ax/ cos 2 bb) – (2x× tg a/ z) – inv a t ]+0,5. (1.39)
Для зубчатых колес с наклонным зубом должно выполняться условие
W< b/sin bb (1.40)
Проверка качества зацепления по геометрическим показателям производится также по коэффициенту перекрытия, который показывает обеспеченность непрерывного движения сопряженных колес и свидетельствует о том, что очередная пара зубьев вступила в зацепление до выхода из контакта предыдущей пары зубьев колес.
Условие будет соблюдаться, если угол перекрытия jg, т.е. угол поворота зубчатого колеса от положения входа зуба в зацепление до выхода из него, будет больше углового шага t
t=2p/z (1.41)
Количественно это выражается коэффициентом перекрытия eg, который должен быть больше единицы
eg = jg / t >1 (1.42)
Коэффициент перекрытия складывается из коэффициентов торцового ea и осевого eb перекрытий.
eg =ea+eb (1.43)
Коэффициент торцового перекрытия ea равен отношению угла торцового перекрытия ja к его угловому шагу. Величину ea можно вычислить по формуле
εα = . (1.44)
Для прямозубых передач рекомендуется εα³ 1,2; для косозубых - εα³ 1,0.
Коэффициент осевого перекрытия косозубой цилиндрической передачи eb равен отношению угла осевого перекрытия к его угловому шагу и устанавливается по формуле
eb =jb/t= bw / px, (1.45)
где bw – рабочая ширина венца; px – осевой шаг, равный px = pm/sin b.
Рекомендуется eb ³ 1.
Коэффициент полезного действия цилиндрической передачи
(1.46)
где f / – коэффициент трения (f / = 0,06…0,1), принимаем f / = 0,1;
εα – коэффициент торцового перекрытия.