Проблемы доставления полицией граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения

Полицейские продолжат очищать улицы, площади, стадионы, скверы, парки, транспортные магистрали, вокзалы, аэропорты и другие общественные места от пьяниц и наркоманов, находящихся в невменяемом состоянии.

Впрочем, от этой обязанности их никто и не освобождал - Закон "О полиции" [11]недвусмысленно предписывает людям в форме помогать жителям, "находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке".

Но возникла проблема с механизмом исполнения этого требования закона. Дело в том, что полицию избавили от многих несвойственных ей функций, в том числе и содержания медвытрезвителей. Теперь приводить в чувство всяких выпивох и "торчков" должны не полицейские доктора, а самые обычные. Иных, собственно, и "лечить" особо не нужно - сами проспятся. Но где? Раньше пьяницу ждали койка и освежающий душ в известном заведении органа внутренних дел, где, как пел Владимир Высоцкий, "разбудит утром не петух, прокукарекав, сержант поднимет - как человека".

Отныне забота о них - в компетенции обычных врачей. Перебравших людей предписано доставлять в наркологические диспансеры, в составе которых имеются отделения и палаты неотложной наркологической помощи, токсикологические отделения, палаты или отделения экстренной медицинской помощи, перечень которых устанавливается территориальными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Вот взаимодействие полиции и медицины до сих пор и не было регламентировано ни одним документом. Более того, получилось так, что ни один правовой акт не определяет порядок доставления «потерявших ориентацию» в медицинские организации без их согласия.

Ну ладно, подберет патруль спящего на обочине дороги человека, привезет в больницу или наркодиспансер, а дальше что?

Вот то, что делать дальше и как, прописано в специальной инструкции, согласованной министром внутренних дел и министром здравоохранения и социального развития РФ. Пояснительная записка, проект приказа об утверждении этой инструкции и сама инструкция опубликованы на официальном сайте МВД для общественной экспертизы[12].

Инструкция подчеркивает, что главный смысл задачи полиции по доставлению людей, находящихся в состоянии опьянения, не наказание, а оказание необходимой помощи, в предупреждении опасности, угрожающей их жизни и здоровью. Определен и алгоритм действий полицейских. Обнаружив таких "клиентов" на своих постах или маршрутах патрулирования, сотрудники должны вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Причем полицейские обязаны оказать им первую помощь и охранять их, чтобы нетрезвые граждане сами не стали жертвами преступников. Известно, что есть любители обчистить карманы людей, пребывающих в состоянии алкогольного обморока.

Особое внимание в инструкции уделено помощи нетрезвым подросткам. Если находят пьяных или одурманенных несовершеннолетних, полицейские обязаны не только оказать им первую помощь, вызвать "скорую", но и немедленно доложить в дежурную часть территориального органа МВД России и уже дальше действовать в соответствии с указаниями дежурного. Возможно, пьяных, обкуренных или обколотых детей после врачебной помощи придется отвозить родителям, опекунам или в детский дом, откуда они сбежали, или же передавать инспекторам по делам несовершеннолетних, которые и будут определять их дальнейшую судьбу. Может случиться и так, что подростки - беспризорники или жертвы взрослых преступников.

Доставлять пьяных в медицинские организации сотрудники полиции могут на служебных машинах либо на транспорте бригад медицинской помощи. При этом они обязаны обеспечить сохранность денег пассажира, его ценностей, предметов, вещей и документов. Но перед заносом тела в салон автомобиля сотрудники обязаны убедиться в отсутствии предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Если же вдруг обнаружены оружие и другие предметы, указывающие на возможную причастность пьяного человека к совершению преступления, тем более при наличии информации об участии в совершении преступлений, нахождении его в розыске, полицейские обязаны доложить в свою дежурную часть и действовать в соответствии с указаниями дежурного.

Понятно, что полицейские обязаны обеспечить безопасность и медиков - мало ли что придет в голову пьяному человеку? В медицинском учреждении, пока врач осматривает привезенного пациента, как минимум один сотрудник обязательно наблюдает за его поведением.

Если врач решает, что имеются медицинские основания для госпитализации доставленного в больницу человека, составляется документ о факте его передачи, который подписывается медицинским работником и сотрудником полиции. В случае если же стационарно лечить пьяного не будут, опять же полицейский должен получить от врача письменный отказ от госпитализации этого человека. В общем, каждый шаг тщательно документируется, чтобы всегда можно было проследить и оценить правильность действий и полицейских, и медицинских работников[13].

Что любопытно, в документе ничего не сказано о штрафных санкциях, тем более административных, которые можно было бы наложить на человека, когда он придет в себя. Ведь в бывших милицейских медвытрезвителях обязательно взимали оплату за услуги - помывку и ночлег. Кроме того, сообщали по месту жительства и работы, то есть пытались хоть как-то воздействовать и повоспитывать. В конце концов пытались человека пристыдить. Насколько это помогало - другой вопрос. Однако пьяницы боялись попадаться на глаза милиционерам - это всегда грозило неприятностями.

Теперь о каких-либо мерах воздействия, тем более наказании, речь не идет вообще, если подобранный на улице пьяный, что называется в хлам, ни в чем не виноват.

Главное, чтобы с человеком не случилось еще большей беды, в которую тот уже и так попал: он бы не замерз, не был бы сбит машиной, не оказался бы ограбленным, избитым или убитым уличными преступниками.

Более того, отдельный пункт инструкции дотошно напоминает полицейским весь список законодательных и нормативных актов, предписывающих сотрудникам соблюдать и защищать гражданские и конституционные права людей.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования темы курсовой работы мы пришли к следующим выводам. В большинстве медицинских организаций отсутствуют специализированные помещения для приема лиц, находящихся в состоянии опьянения, поэтому оказание им помощи может осуществляться в порядке очереди вместе с другими посетителями, что усложняет работу сотрудников.

На современном этапе реформирования системы органов внутренних дел и в свете противодействия пьянству и алкоголизму в стране своеобразной модернизации подверглась такая мера административного пресечения, как доставление правонарушителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские вытрезвители.

Существование медицинских вытрезвителей на протяжении ряда лет позволяло спасать от смерти в результате передозировки алкоголя, обморожений в холодное время года многие человеческие жизни. При всей своей проблемности нормы Закона РФ «О полиции», предусматривавшие возможность доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские вытрезвители, были направлены на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни, здоровья и имущества людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.

Некоторые авторы отмечают, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих административное задержание.

Помимо этого, в большинстве медицинских организаций отсутствуют специализированные помещения для приема лиц, находящихся в состоянии опьянения, поэтому оказание им помощи может осуществляться в порядке очереди вместе с другими посетителями. Данные граждане, ожидая оказания им помощи, как правило, находясь в состоянии сильной степени опьянения, могут доставлять неудобство, а иногда и представлять опасность для других лиц, обратившихся за медицинской помощью. Более того, следует напомнить о том, что в период функционирования вытрезвителей оказываемая услуга являлась платной, а в настоящее время вопрос о возмещении расходов, связанных с оказанием медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, и их содержанием, в законодательстве четко не урегулирована.

Существующая в настоящее время практика доставления граждан в медицинские организации делает очевидными пробелы в законодательстве, связанные с необходимостью существования специализированных организаций. Учитывая актуальность рассматриваемых проблем, в некоторых регионах делаются попытки воссоздания и регламентирования деятельности подобных организаций, однако эти попытки носят фрагментарный и бессистемный характер. В целях усиления обеспечения прав и свобод граждан существует необходимость принятия нормативных правовых актов на федеральном уровне, которые регламентировали бы административно-правовой статус подобных организаций, полномочия, объем оказываемых услуг, порядок содержания доставляемых лиц.

Следует признать, что на данном этапе развития государственной антиалкогольной политики решение вопроса об упразднении медицинских вытрезвителей в России нельзя считать положительным.

Как показывает практика, на региональном уровне необходимость воссоздания учреждений, подобных медицинским вытрезвителям, возникла практически сразу же после их закрытия.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: