Дидактические принципы и их учёт в работе с детским хореографическим коллективом»

Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.

 

Важнейшими дидактическими принципами, принятыми в системе хореографического обучения и воспитания, являются систематичность, наглядность, сознательность, активность, доступность и прочность обучения.

 

Принцип систематичности – это беспрерывность, строгость и классическая правильность всего процесса обучения. Только при постепенном усложнении педагогических задач можно добиться крепких знаний и умений, приобрести необходимые практические навыки.

 

От простого к сложному, от легкого к более трудному, другими словами последовательность в изучении и усвоении какого-либо материала и есть основой принцип систематичности. Формирование нового двигательного навыка требует не только новых знаний и представлений о данном действии, но и новых высоко координированных движений, выполняемых путем сложных условно рефлекторных связей в центральной нервной системе человека.

 

Важнейшей стороной принципа систематичности обучения являетсятакже непрерывность учебно-тренировочного процесса.

 

Большие перерывы в обучении нарушают стройность системы и значительно снижают
ее эффективность. Согласно учению академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности при длительных перерывах в обучении и тренировке возникает так называемое угасательное торможение, представляющее собой резкое снижение, а иногда и полную утрату достигнутых в учебном процессе результатов.

 

Значение принципа наглядности в обучении и воспитании исполнителя имеет определенное значение. Любое познание и изучение нового элемента, упражнения или движения начинается с живого созерцания. Чем оно качественнее, тем полнее формируется у исполнителей представление об изучаемом материале. Эффективнее его дальнейшее
усвоение. Отсюда становится понятной та роль, которую играет четкий,
ясный и правильный показ изучаемого материала.

Однако было бы неправильным считать, что только образцовый показ создает необходимое представление об упражнении. Эта задача решается комплексным воздействием – путем показа, объяснения, демонстрации фильмов, фотографий и других наглядных пособий.

 

Характерную особенность принцип наглядности имеет в условиях самостоятельных занятий. В этом случае особое значение приобретает анализ своих действий в сравнении с техникой исполнения того или иного движения более квалифицированными специалистами, определение ошибок и их устранение.

 

Требование наглядности в обучении относится не только к начальной стадии обучения; наглядность должна пронизывать весь учебновоспитательный процесс и оказывать существенное влияние на его качество. Наглядность необходима еще и потому, что знания и умения, основанные на наблюдениях, являются более глубокими и прочными. Поэтому строгое соблюдение требований принципа наглядности в обучении является одним из необходимых условий научности педагогического процесса.

 

Принцип сознательности предполагает осмысленное отношение занимающихся к усвоению техники исполнения, присущих тому или иному виду хореографии, а также и к развитию и совершенствованию необходимых для этого качеств.

 

Очень важным элементом принципа сознательности в обучении является разъяснение сущности изучаемых приемов для достижения необходимых качеств исполнительского мастерства и их влияния на организм исполнителя. Ясное понимание элементов выполнения позволяет более качественно усваивать все упражнения, что, естественно, повышает и его физиологическое воздействие. В свою очередь, знание физиологического влияния упражнения, на организм занимающегося позволяет ему правильно осуществлять коррекцию, как технического исполнения, так и физической нагрузки в процессе занятий.

 

Принцип доступности заключается в соответствии изучаемого учебного материала реальным возможностям исполнителей. Он осуществляется путем подбора и дозировки упражнений в зависимости от подготовленности занимающихся, возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей.

 

Характерной особенностью проявления принципа доступности в обучении упражнениям является необходимость соблюдения посильности не только в совершенствовании навыка, т.е. техники исполнения, но,что не менее важно, в последовательном и постепенном наращивании физической нагрузки на занятиях. Обе эти стороны учебного процесса должны развиваться параллельно и гармонично.

Принцип прочности заключается в том, чтобы в процессе занятий обеспечить твердое закрепление приобретенных навыков и устойчивость их применения в разнообразных условиях. Основой прочности овладения исполнительскими навыками является многократность повторения их обучаемыми и их постепенное усложнение. При этом повторение изученного материала должно проводиться на новом качественном уровне с уточнением и совершенствованием деталей техники исполнения.

 

Исходя из требований данного принципа, каждому занимающемуся самостоятельно необходимо так строить процесс работы над техникой, чтобы новый материал включался в занятие только после того, как предшествующий материал прочно и качественно усвоен и нет сомнений в том, что выработанный двигательный навык может быть нарушен. В этом случае при нарушении принципа прочности в усвоении учебного материала не только не повышается уровень исполнительских качеств, но, что еще более нежелательно, происходит снижение уровня профессионального исполнения, а подчас имеет место травмирование организма.

 

Принцип целенаправленности реализуется через главную цель основных направлений развития среднего профессионального образования, что выражается в
создании организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области среднего профессионального образования, в ускорении его адаптации у изменяющимся условиям России.

 





Принцип научности

Требования принципа:

• наличие у студентов системы теоретических знаний;

• достоверность фактов, явлений, закономерностей;

• научная аргументация практических выводов, действий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: