Сущность, основные предпосылки и последствия развития дистанционной занятости

 

Дистанционная работа — форма занятости, при которой работодатель и наёмный работник находятся на значительном расстоянии друг от друга, передавая и получая техническое задание, результаты труда и оплату при помощи современных средств связи.

 

Отличительными особенностями дистанционной занятости являются: - пространственная удаленность рабочего места сотрудника от места расположения организации работодателя; - применение информационно-коммуникационных технологий для осуществления трудовой деятельности (сеть Интернет); - гибкие режимы организации рабочего времени, графика работы, гибкое расположение рабочего места. Необходимо отметить, что дистанционная занятость не является аналогом надомной работы, поскольку при ее реализации наблюдаются признаки как традиционных форм работы по найму, так и самозанятости.

В первом случае работа выполняется в рамках индивидуального предпринимательства. Во втором — в рамках действия трудового договора между телеработниками и организацией, не отличающегося по содержанию от договоров с другими сотрудниками, при этом рабочие контакты осуществляются в реальном режиме времени, а оплата труда, обучение, продвижение и оценка таких работников происходят по регламентам, применяемым организацией в области управления персоналом.

Принято выделять несколько разновидностей дистанционной работы:

•     Надомная телеработа (home-based telework) — вид занятости, при котором работники один рабочий день в неделю осуществляют трудовые обязанности на дому, используя персональный компьютер, телефон, электронную почту.

•     Дополнительная телеработа (supplementary or occasional telework) — вид занятости, при котором работники один рабочий день в неделю осуществляют трудовые обязанности на дому, используя персональный компьютер, телефон, электронную почту. Как правило, этот вид занятости является дополнительным к традиционной занятости работника в офисе, на официальном рабочем месте.

•     Телеработа в специализированном телецентре (centre-based telework). Это достаточно новая практика, когда определенная организация предлагает рабочие места для сотрудников сторонних организаций, беря на себя вопросы оснащения данных рабочих мест оргтехникой, средствами коммуникации.

•     Мобильная телеработа (mobile telework) — вид занятости, при котором работники осуществляют свои трудовые обязанности по меньшей мере 10 ч в неделю вне дома и вне рабочего места в офисе (в командировках, на объектах клиентов/заказчиков, по пути следования на работу) и используют компьютер для связи с организацией в реальном режиме времени.

Дистанционная занятость дает ряд преимуществ, как для работника, так и для работодателя.

Для работодателя это:

 ‒экономия затрат на организацию рабочего места;

 ‒возможность найти профессионала в другом городе или стране;

‒средство дополнительной мотивации для сотрудников;

‒сокращение расходов за счет снижения платы за аренду помещения, электроэнергию;

‒высокий профессионализм удаленных сотрудников и возможность получить необходимый результат без непосредственного контроля руководителя; ‒более качественное выполнение работы.

Для работника, в свою очередь, дистанционная занятость имеет следующие преимущества:

‒возможность для работника по своему усмотрению распределять рабочее время и работать в комфортных для него условиях;

‒возможность участвовать на рынке труда людям с ограниченными возможностями, женщинам с маленькими детьми, студентам и пенсионерам;

‒возможность привлекать третьих лиц к выполнению тех или иных обязанностей;

‒дистанционная занятость способствует укреплению здоровья, благодаря тому, что позволяет работнику организовать свое рабочее время с учетом собственного биологического ритма;

‒снижение напряжение в обществе, связанное со слабой мобильностью населения;

‒устранение зависимости работника от бюрократии в организациях и жесткости руководителей;

‒комфортное пространство и отсутствие дресс-кода. Стоит учесть и минусы дистанционной работы.

К ним относят:

1) отсутствие стабильности и гарантий на начальном этапе работы;

2) необходимость большой самодисциплины, ответственности и работоспособности;

3) неравномерное распределение нагрузки;

4) отсутствие перспектив карьерного роста;

5) гиподинамия, отсутствие социально обусловленной мотивации «хорошо выглядеть»;

6) отсутствие общения с коллегами как формального, так и неформального.

В целях успешного внедрения телеработы, работодатель должен учесть, что дистанционному сотруднику, возможно, предстоит столкнуться со следующими трудностями:

- нахождение равновесия между работой и личной жизнью;

- преодоление изоляции от коллег на удаленном рабочем месте; - компенсация изоляции личного общения, невозможности формирования личных отношений и взаимного доверия;

 - компенсация недостаточной заметности;

- ограничение в возможности продвижения по карьерной лестнице;

- трудность в продвижении личных и командных достижений.

Преодоление всех трудностей уже на начальном этапе будет способствовать более продуктивной деятельности дистанционного работника. Принимая решение о переходе к дистанционной работе, сотруднику необходимо проанализировать преимущества и недостатки дистанционной занятости, сопоставить со своим характером и темпераментом. Наиболее склонны к дистанционной занятости интроверты и люди с высокой самодисциплиной.

Перспективы развития дистанционной формы занятости в России Сегодня идея удалённой работы активно используется фрилансерами, которые находятся в поиске заказчиков через интернет по всему миру, выполняют проекты и принимают оплату с помощью электронных платёжных систем. Кроме того, широко распространён заработок на сайтах: продажа ссылок, размещение рекламных статей и медийной рекламы. Большую популярность дистанционная занятость получила среди переводчиков, контент-менеджеров и копирайтеров. Многие дизайнеры работают удалённо, принимая заказы не только в области веб-дизайна, но и занимаются разработкой корпоративного дизайна, разработкой дизайна промышленных товаров, наружной рекламой и разработкой логотипов. В России доля дистанционных работников составляет лишь 1-2% от всего населения, вовлечённого в экономическую деятельность. Сервис «Битрикс24» совместно с агентством J’son & Partners Consulting исследовали текущую ситуацию и перспективы развития рынка дистанционной занятости в России, инструменты для планирования и организации деятельности удаленных сотрудников, а также возможный экономический эффект. В рамках исследования был проведен опрос руководителей компаний среднего, малого и крупного бизнеса в 15 регионах, которые имеют в подчинении удаленных сотрудников. Результаты исследования показывают, что работа вне офиса уже не воспринимается как «неполноценная», и руководители рассматривают ее как альтернативу офисной. Об этом свидетельствует уровень заработной платы, который компании устанавливают для дистанционных сотрудников. В 68% опрошенных компаниях размер зарплаты не зависит от того, в офисе работает сотрудник или нет, а в 12% компаниях дистанционные работники получают в разы больше офисных.По результатам исследования можно отметить, что каждый сотрудник, переведенный на удаленную работу, внесет свой вклад в экономику предприятия в размере 170 тыс. рублей за год за счет снижения расходов. По прогнозам J’son & Partners Consulting, в ближайшие несколько лет Россию ждет рост дистанционной занятости. Уже к 2020 году каждый 5-ый сотрудник компании будет работать удаленно. Совокупная экономия от этого перехода составит более 1 трлн. рублей. С точки зрения экспертов, распространению дистанционной занятости в России, прежде всего, будет способствовать осознание компаниями экономии от внедрения дистанционной занятости, возможность использования региональной рабочей силы, которая является более дешевой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: