Тема 1.2. Технология развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

ПМ 02. МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.

Преподаватель Брюжецова Юлия Юрьевна

Группа 2 ДО (заочная форма обучения)

Занятие по расписанию: 05.06.20 (пятница)

Уроки (время с 13-05   до 15-35)

Большая просьба – присылать выполненные задания 5 июня во время  5, 6, 7 уроков!!! (т.к. за вами идут другие группы)

Задания составлены таким образом, что за три урока,  вы  все   успеете сделать!

Выполненные практические задания, их всего три (два теста и практическое задание), присылать 05.06.20 (время уроков) любым удобным для  Вас способом:

- можно набрать ответы в формате word и прислать электронный вариант;

- можно написать от руки ответы в обычной тетради, сфотографировать и прислать фото.

 

Ответы присылаем ВКонтакте (Юлия Брюжецова) или на электронную почту kevrel@mail.ru

Большая просьба  - подписывать выполненные работы (ФИО, группа)  

Задание 1. Изучить лекционный материал по теме: Технология развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

 

Тема 1.2. Технология развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата )  имеются у каждого.  Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Прислушиваясь к собственном голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

В течение многих лет психологи, педагоги, музыковеды ведут большую работу в определении понятия «музыкальность». Считается, что музыкальность – это свойство исторически обусловленное: люди постепенно привыкли различать в звуках своей речи, природы различные свойства: интонацию, высоту, длительность и т.д.

Б.М.Теплов дает следующее определение понятия «музыкальность »: Музыкальность – это комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности.

Вопрос о музыкальность приобретает особое значение в дошкольном воспитании. Получило распространение неправильное суждение о том, что можно сразу определить имеется у ребенка музыкальность или нет. В результате чего некоторые дети почти не приобщаются к музыке, т.к. их изначально считают немузыкальными. Упускается возможность воспитания эстетического отношения к окружающему, активного формирования нравственных качеств. И это происходит не только в семье, но и в детском саду.

Между тем, музыкальное воспитание в детском саду не ставит цель профессиональной подготовки будущих музыкантов, а призвано обогатить личность ребенка через формирование эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия жизни через музыкальное искусство. Основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания, способность эмоционально отзываться на музыку.

Музыкальность определяется наличием музыкальных способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Что же такое «музыкальные способности»? Древнеримский врач Гален во втором веке до н.э. очень точно назвал любопытное свойство человека, которое мы теперь называем способностью. Гален сказал так: «Это то, с помощью чего…». Т.о., по определению Б.М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности.

Музыкальность включает в себя:

а/ специальные т.е. музыкальные способности;

б/ общие способности, проявляющиеся в разных видах деятельности (воображение, внимание, вдохновение, память, чувство природы и т.д.).

Сочетание специальных и общих способностей образует более широкое понятие – «музыкальная одаренность». Понятие «музыкальная одаренность» впервые было сформулировано в середине 19 в. английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. Он доказал, что ранее проявление способностей говорит об одаренности. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта проявилась в 3 года, Гайдна в 4. Талант в живописи и скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля – в 8 лет, у Ван-Дейка в 10, у Дюррера в 15 лет.

Музыкальная одаренность не сводится только к одной музыкальности, это явление несравненно более широкое. Взять, к примеру, личность Н.А. Римского-Корсакова. Чтобы понять его одаренность, нельзя ограничиваться только анализом тех способностей, которые непосредственно связаны с музыкой. У него было богатое воображение, широта зрительных цветовых образов и связь слухового воображения со зрительным, которая проявилась в цветном слухе. У него было очень развито чувство природы: огромная к ней любовь и способность ее наблюдать. Все эти черты одаренности Николая Андреевича, несомненно, выходят за рамки музыкальности.

Б.М.Теплов подчеркивал, что каждый человек в той или иной степени обладает своеобразным сочетание специальных и общих способностей. Способности всегда являются результатом развития и формируются на основе врожденных задатков.

Б.М.Теплов выделяет три основные музыкальные способности:

а/ ладовое чувство;

б/ музыкально-слуховые представления;

в/ чувство ритма.

Ядро (структуру) музыкальности образуют три музыкальные способности:

1. Ладовое чувство;

2. Музыкально-слуховые представления;

3. Чувство ритма.

Ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Известно, что музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажор и минор различаются по эмоциональной окраске. Часто мажор ассоциируется с эмоционально-положительной гаммой настроений – веселым, радостным, бодрым, приподнятым настроением, а минор – с грустным и т.д. Как же происходит различение ладовой окраски?

Ладовое чувство проявляется у детей при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Теплов назвал его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха. Оно обнаруживается у детей при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развития этой способности является любовь и интерес к музыке.

Музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении мелодии по слуху (голосом или на музыкальном инструменте). Она называется слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Чтобы воспроизвести мелодию необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками и т.д., т.е. необходимо ярко представить себе в уме мелодию (без этого невозможно мелодию ни спеть, ни подобрать на инструменте). Т.о чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить, поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В дошкольном возрасте это чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается двигательными реакциями.

Уровни развития способностей: задатки – способности – одаренность – талант - гениальность.

Задание 2.   Выполнить тест по теме «Музыкальность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: