Челябинск, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практикум предназначен для обучающихся 10-11 классов. Содержание учебного материала, используемого в данной методической разработке, соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.
Пособие включают в себя практические упражнения, направленные на формирование грамотной устной и письменной речи обучающихся.
Данное методическое пособие поможет школьникам научиться распознавать и исправлять лексические и стилистические ошибки в речи. Работа над речевыми ошибками заставляет вдумываться в содержание фраз, способствует повышению речевой культуры.
Практикум предназначен для использования на уроках русского языка, а также для самостоятельной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 2
Лексические ошибки 5
Стилистические ошибки 16 Список литературы 21
ВВЕДЕНИЕ
Мы часто повторяем, что русский язык велик и могуч, в нем десятки тысяч прекрасных, точных и нужных слов. Однако при этом речь наша бывает бедна и невыразительна. Почему? Очевидно, причиной наша леность, ведь чем больше слов в языке, тем труднее в них разобраться, поэтому выбор наш зачастую неудачен, смысл неясен или вообще искажен.
Речевые ошибки – большое зло, с ним нужно бороться. Однако ошибки мы делаем нечаянно, часто они сами «просятся на язык», неслучайно говорят: «Здесь вкралась ошибка».
Давайте предупреждать ошибки.
Лексические ошибки
Неправильное употребление слова
А) Ассоциативные ошибки (мы берем слова из определенной тематической группы, не вдумываясь в их точное значение)
Упражнение 1. Подчеркните неверно употребленное слово, напишите, каким словом его нужно заменить, или переделайте все предложение.
1. Бабушка! У кроликов появилось наследство! _______________________________________________________________________
2. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому.__________________________
3.Татьяна любит свою няню, эту седобородую старушку. _______________________________________________________________________
4. Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике. _______________________________________________________________________
5. В течение февраля продолжительность суток возрастет на два часа. _____________________________________________________________________
6. И стоят наши дальневосточные березки в подвенечном саване. _____________________________________________________________________
7. Дождевальная установка уже работает: взметающиеся вверх рано утром струи воды не опускаются вниз до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами.________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Эвфемистичность речи (неправомерная замена слова, смысл которого мы хотим смягчить, другим выражением (эвфемизмом)
Упражнение 2. Переделайте предложения, устраните в них эвфемизмы.
1. Неуютно в нашем цехе: он находится в аварийном состоянии. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Мы все еще уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий.____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания._______________________________________________
____________________________________________________________________
В) Анахронизмы (употребление слова без учета хронологических границ его жизни в языке)
Упражнение 3. Подчеркните неверно употребленное слово, напишите, каким словом его нужно заменить.
1. В 18 веке в Ленинграде было открыто несколько типографий. ____________________________________________________________________
2. На экзамене Владимир перепутал все мифы и фамилии античных героев и богов. _____________________________________________________________________
3. С конца 6 века до нашей эры в Египет устремился поток греческих туристов. ______________________________________________________________________
4. Мой старший брат живет теперь в Сталинграде.________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) Алогизмы (сопоставление несопоставимых понятий, логическая ошибка)
Упражнение 4. Переделайте предложения, исправляя логические ошибки.
1. Речь героев Шолохова отличается от всех других героев.________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Характеру Аркадия Кирсанова, как и отцу, свойствен лиризм. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Радушные хозяева накормили нас разнообразным подбором национальных блюд._____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Учитель рассказал нам о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества. __________________________________________________________________
5. При хорошем уходе каждое животное будет давать по 12 литров молока. __________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Поломку в машине можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря – с врачом. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.____________________________________________________________
____________________________________________________________________
Д) Смешение паронимов (паронимы – внешне похожие однокоренные слова, различающиеся значением и сочетаемостью; в предложении нельзя заменять один из паронимов другим)
Упражнение 5. Подчеркните неверно употребленное слово, напишите, каким словом его нужно заменить.
1. Отец Гринева – строгий домашний крепостной._________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Будем сражаться до последнего издыхания. _______________________________________________________________________
3. Командир отдает честь, подходит к знамени и целует священное полотно. ____________________________________________________________________
4. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений. ____________________________________________________________________
5. На собрании станичников царствовала полная разноголосица.__________________________________________________________
6. Великий композитор оставил нам в наследие непревзойденные образцы симфонического искусства. ______________________________________________
7. Для оркестра были изготовлены несложные клавишные инструменты, которые воспроизводили звучность различных духовых. _____________________________________________________________________
8. Реальные люди силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы. __________________________________________________________
9. Паводок – самая большая опасность, которая может предостерегать спортсменов в пещере.____________________________________________________________
10. Все это требует от пешеходов особенного внимания. _____________________
11. Этих людей обсудила вся общественность. ______________________________
12. Электрокамин отлично огреет вас. ____________________________________
13. Петр вернулся и спокойно уснул, как неповинный ребенок. ____________________________________________________________________
14. Нашли бутылку и соску, надоили козлиного молока и дали малышке._______________________________________________________________
Е) Смешение парономазов (парономазы – созвучные, но не родственные слова, столкновение их в речи порождает ошибки)
Упражнение 6. Подчеркните неверно употребленное слово, напишите, каким словом его нужно заменить.
1. В ресторане нам подали свиной эскулап._____________________________
2. Где здесь натуральная контора? Мне с ребенка копию снять. __________________________________________________________________
3. Наш кандидат – хорошая, милая женщина с большим обонянием. __________________________________________________________________
4. Когда я зашла к начальнику в кабинет, он сидел ко мне спиной и лишь потом обернулся пафосом. __________________________________________________
5. Лучший способ передвижения по снегу – с собаками на нарах. ____________________________________________________________________
6. Мужчинам с голым торцом пиво не отпускается. (Объявление на пляже) _____________________________________________________________________
7. Товарищи клиенты! Освежевание головы не роскошь, а гигиена. (Объявление в парикмахерской) _____________________________________________________
8. Врач-некролог вылечит вас от алкоголизма. ______________________________
9. Перед нами представлена целая галантерея образов. ______________________
____________________________________________________________________
10. Верующие с волнением ждали этой встречи с метрополитеном. _____________________________________________________________________
11. Мой брат получил на войне тяжелую конфузию. _________________________