Неправильное употребление слова

Челябинск, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практикум предназначен для обучающихся 10-11 классов. Содержание учебного материала, используемого в данной методической разработке, соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.

Пособие включают в себя практические упражнения, направленные на формирование грамотной устной и письменной речи обучающихся.

Данное методическое пособие поможет школьникам научиться распознавать и исправлять лексические и стилистические ошибки в речи. Работа над речевыми ошибками заставляет вдумываться в содержание фраз, способствует повышению речевой культуры.

 Практикум предназначен для использования на уроках русского языка, а также для самостоятельной работы.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка                                                                                           2

Лексические ошибки                                                                                          5

Стилистические ошибки                                                                                       16 Список литературы                                                                                           21
ВВЕДЕНИЕ

Мы часто повторяем, что русский язык велик и могуч, в нем десятки тысяч прекрасных, точных и нужных слов. Однако при этом речь наша бывает бедна и невыразительна. Почему? Очевидно, причиной наша леность, ведь чем больше слов в языке, тем труднее в них разобраться, поэтому выбор наш зачастую неудачен, смысл неясен или вообще искажен.

Речевые ошибки – большое зло, с ним нужно бороться. Однако ошибки мы делаем нечаянно, часто они сами «просятся на язык», неслучайно говорят: «Здесь вкралась ошибка».

Давайте предупреждать ошибки.




Лексические ошибки

Неправильное употребление слова

 

А) Ассоциативные ошибки (мы берем слова из определенной тематической группы, не вдумываясь в их точное значение)

Упражнение 1. Подчеркните неверно употребленное слово, напишите, каким словом его нужно заменить, или переделайте все предложение.

1. Бабушка! У кроликов появилось наследство! _______________________________________________________________________

2. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому.__________________________

3.Татьяна любит свою няню, эту седобородую старушку. _______________________________________________________________________

4. Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике. _______________________________________________________________________

5. В течение февраля продолжительность суток возрастет на два часа. _____________________________________________________________________

6. И стоят наши дальневосточные березки в подвенечном саване. _____________________________________________________________________

7. Дождевальная установка уже работает: взметающиеся вверх рано утром струи воды не опускаются вниз до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами.________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Эвфемистичность речи (неправомерная замена слова, смысл которого мы хотим смягчить, другим выражением (эвфемизмом) 

Упражнение 2. Переделайте предложения, устраните в них эвфемизмы.

1. Неуютно в нашем цехе: он находится в аварийном состоянии. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Мы все еще уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий.____________________________________________________________________________________________________________________________________

 3. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания._______________________________________________

____________________________________________________________________

В) Анахронизмы (употребление слова без учета хронологических границ его жизни в языке)

Упражнение 3. Подчеркните неверно употребленное слово, напишите, каким словом его нужно заменить.

1. В 18 веке в Ленинграде было открыто несколько типографий. ____________________________________________________________________

2. На экзамене Владимир перепутал все мифы и фамилии античных героев и богов. _____________________________________________________________________

3. С конца 6 века до нашей эры в Египет устремился поток греческих туристов. ______________________________________________________________________

4. Мой старший брат живет теперь в Сталинграде.________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Алогизмы (сопоставление несопоставимых понятий, логическая ошибка)

Упражнение 4. Переделайте предложения, исправляя логические ошибки.

1. Речь героев Шолохова отличается от всех других героев.________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Характеру Аркадия Кирсанова, как и отцу, свойствен лиризм. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Радушные хозяева накормили нас разнообразным подбором национальных блюд._____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Учитель рассказал нам о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества. __________________________________________________________________

5. При хорошем уходе каждое животное будет давать по 12 литров молока. __________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Поломку в машине можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря – с врачом. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.____________________________________________________________

____________________________________________________________________

Д) Смешение паронимов (паронимы – внешне похожие однокоренные слова, различающиеся значением и сочетаемостью; в предложении нельзя заменять один из паронимов другим)

Упражнение 5. Подчеркните неверно употребленное слово, напишите, каким словом его нужно заменить.

1. Отец Гринева – строгий домашний крепостной._________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Будем сражаться до последнего издыхания. _______________________________________________________________________

3. Командир отдает честь, подходит к знамени и целует священное полотно. ____________________________________________________________________

4. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений. ____________________________________________________________________

5. На собрании станичников царствовала полная разноголосица.__________________________________________________________

6. Великий композитор оставил нам в наследие непревзойденные образцы симфонического искусства. ______________________________________________

7. Для оркестра были изготовлены несложные клавишные инструменты, которые воспроизводили звучность различных духовых. _____________________________________________________________________

8. Реальные люди силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы. __________________________________________________________

9. Паводок – самая большая опасность, которая может предостерегать спортсменов в пещере.____________________________________________________________

10. Все это требует от пешеходов особенного внимания. _____________________

11. Этих людей обсудила вся общественность. ______________________________

12. Электрокамин отлично огреет вас. ____________________________________

13. Петр вернулся и спокойно уснул, как неповинный ребенок. ____________________________________________________________________

14. Нашли бутылку и соску, надоили козлиного молока и дали малышке._______________________________________________________________

Е) Смешение парономазов (парономазы – созвучные, но не родственные слова, столкновение их в речи порождает ошибки)

Упражнение 6. Подчеркните неверно употребленное слово, напишите, каким словом его нужно заменить.

1. В ресторане нам подали свиной эскулап._____________________________

2. Где здесь натуральная контора? Мне с ребенка копию снять. __________________________________________________________________

3. Наш кандидат – хорошая, милая женщина с большим обонянием. __________________________________________________________________

4. Когда я зашла к начальнику в кабинет, он сидел ко мне спиной и лишь потом обернулся пафосом. __________________________________________________

5. Лучший способ передвижения по снегу – с собаками на нарах. ____________________________________________________________________

6. Мужчинам с голым торцом пиво не отпускается. (Объявление на пляже) _____________________________________________________________________

7. Товарищи клиенты! Освежевание головы не роскошь, а гигиена. (Объявление в парикмахерской) _____________________________________________________

8. Врач-некролог вылечит вас от алкоголизма. ______________________________

9. Перед нами представлена целая галантерея образов. ______________________

____________________________________________________________________

10. Верующие с волнением ждали этой встречи с метрополитеном. _____________________________________________________________________

11. Мой брат получил на войне тяжелую конфузию. _________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: