Лексическая сочетаемость и связанные с ней трудности

 
Лексическая сочетаемость слов - способность слов соединяться друг с другом. Основные ошибки связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что объединенные им в словосочетании слова: а) противоречат друг другу по смыслу (мини-супермаркет), б) не сочетаются по эмоциональной окрашенности (ужасно красивая девушка), в) не сочетаются по традиции (иметь значение, но играть роль).

 


11. Отредактируйте следующие предложения:

1.Вы стали писать менее высокохудожественные рассказы

2.Юбилейный -- огромный микрорайон.

3.Это верх низости!

4.Этот вопрос сверх малоподъемный.

5.Старого кладбища тоже уже пока нет ( Жванецкий ).

6.Силясь побороть слабость, он шел вперед.

7.В зале отсутствует наличие стульев.

12. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.

 

1.Стихийные рынки значительно обезобразили город.

2.Эти функции поручаются отделам рекламы.

3.События, произошедшие в этой деревушке, сыграли резонанс по всей стране.

4.В   обеих странах уделяют огромное значение встрече глав правительств.

5.Большое значение в перевозке грузов располагает река Лена.

6.Специалисты оказывали экономические консультации правительству.

7.Герань оказывает неплохой терапевтический эффект на больных.

9.Нам необходимо поставить широкомасштабные исследования.

10.Нужно сказать должное идее президента.

3.Ребята стали делать костры на берегу реки.

Проблемы многословия

 
Многословие – это употребление слов, которые не несут новой информации, например: писал в своей автобиографии.


12. Исправьте ошибки в следующих предложениях;

1. В декабре месяце было 6 самовольных прогулов.

2. В аудитории собралось 26 человек студентов.

3. После первого же дебюта актриса получила предложение сниматься в кино.

4.Вы с ним вместе общались когда-нибудь?

5.Это его единственная ахилессова пята.

6.Говорил, бурно жестикулируя руками.

7. Он ногами растоптал мою мечту.

8.К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда “Орел”.

9.Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

10.Придется пойти на чрезмерные меры.

11.Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Японии.

12.Я всегда включаю радио, когда передается эта замечательная передача.

13. Устраните речевую избыточность следующих предложений:

1.На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

2. В экспозиции будут представлены новые экспонаты.

3. Больные могут выбрать любую форму диагностики с последующим обратным возвращением к нам.

4. Президент общался и разговаривал с заложниками.

5.Например, вот яркий пример – последние события в Грозном.

6. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

7.Как прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

8.В прошлом году они закончили университет и получили высшее образование.

9. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

10.Конечно же, встречаются непредвиденные неожиданности.

11. Это была стройная белокурая блондинка.

12.Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

13. Неженатый холостяк хочет познакомиться ….

14.Эта традиция в нашей стране возродилась вновь.

 

Какие словосочетания кажутся вам ошибочными? Почему?

Мемориальный памятник, ностальгия по родине, свободная вакансия, ноябрь месяц, опытный ветеран, веселый инцидент, моя автобиография, дважды дублировать, будущая перспектива, прейскурант цен, каждая минута времени, низкий бас, первая премьера, сидеть сиднем, букинистическая книга, битком набит, монументальный памятник.

 

Устраните тавтологию.

1.В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой.

2.В прошлом году выдался неурожайный год.

3.Он снова почувствовал, как его охватило чувство ужаса.

 

4.Сегодня у нас в гостях гость из Японии.

5.В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.

6.Мы каждый месяц платим абонементную плату за телефон.

7.Из лекций по искусству мы узнали много новых и полезных знаний.

8.Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин.

9. Я считаю, что выступающие, которые будут выступать, будут говорить по существу вопроса.

10.На территории собора были найдены интересные находки.

 

Проблемы речевой недостаточности

 
Речевая недостаточность - это непреднамеренный пропуск нужного слова.


  16. Проанализируйте ошибки в следующих предложениях, устраните их:

1.Больные, не посещавшие поликлинику 3 года, выкладываются в архив.

2.Нужна жена 25 лет, здоровая, с хорошими внешними данными, без замужнего опыта. Я соответствую.

4.Принята на работу в качестве ученицы кожаных перчаток.

5.Делаем только срочные переломы. (Объявление на рентгенкабинете).

6.Дети до 3-х лет проходят только на руках. (Объявление в кинотеатре).

7.Клюв лесного голубя по форме не отличается от городского голубя.

Проблемы использования фразеологизмов

Закончите выражения, дав полный вариант фразеологизмов.

1. Бередить… 2. Брать быка… 3. Быльем … 4. В трех соснах… 5. В шею … 6. Валять … 7. Волком… 8. Не от мира… 9. Дрожать над каждой … 10. Седьмая вода… 11. Фома… 12. Рвать на себе… 13. Изобретать … 14. Как дважды…  15. Вынь да… 16. Ставить точки…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: