Негосударственный финансовый контроль представляет собой совокупность аудиторского, внутрихозяйственного финансового и общественного контроля.
- Аудиторский контроль можно охарактеризовать как деятельность, осуществляемую аудиторами либо аудиторскими службами, по независимой проверке данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему в Российской Федерации законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности и имущественном положении хозяйствующих субъектов, а также принимать основанные на этих
выводах управленческие решения. Аудит не может быть использован с целью замены государственного финансового контроля достоверности бухгалтерской отчетности, осуществляемого в соответствии с действующим законодательством. Аудиторское заключение представляет собой итоговый документ, отражающий результаты проведения аудита, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности - налоговых органов, учредителей организации, потенциальных инвесторов.
- Внутрихозяйственный контроль осуществляется отдельными подразделениями, специально предусмотренными управленческой структурой предприятия (организации), а также отдельными специалистами.
Внутрихозяйственному контролю свойственны определенные особенности: специалисты организации, осуществляющие данный вид контроля, непосредственно подчиняются руководителю; внутрихозяйственный контроль осуществляется постоянно, а не периодически; отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (как правило, определяется самой организацией). Внутрихозяйственный контроль проводится, в основном, на крупных и средних предприятиях. Его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых и материальных ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в хозяйственной деятельности организации; получению необходимой и достоверной оперативной информации для принятия управленческих решений.
К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, т. е. осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями без участия специальных государственных органов.
В зависимости от объекта контроля выделяют следующие виды финансового контроля: бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, таможенный, валютный, страховой (контроль в страховой сфере), контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.
- Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля.
Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды, аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.