Детские бальные танцы («Берлинская полька» по кругу, «Гавана».) Диско-танцы: («Макарэна»)

Внеур. деят. 20.05 для 4х классов

Тема: 1. Массовые танцы. Из истории танцев (Танцы с повторяющимся ритмическим рисунком («Летка Енка», «Московская кадриль», «Сиртаки», Танцы-приговорки (например «Раз, два, три на носочки», «Гопак», «Буги-Вуги»)

Детские бальные танцы («Берлинская полька» по кругу, «Гавана».) Диско-танцы: («Макарэна»).

Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах и т. д.

В XVI в. итальянские и французские танцмейстеры, создавая технику танца, обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры танцующих. От исполнителя требовалась важная осанка, медленная размеренная поступь, чопорные и детально разработанные взаимные приветствия - поклоны и реверансы. Соблюдение всех этих правил не только в танце, но и в быту, считалось признаком благородного происхождения и высокого общественного положения. Живые и непосредственные движения народных танцев считались дурным тоном.

Установленному в обществе церемониалу соответствовали и костюмы. Мужчины носили камзолы, плащи, которые не полагалось снимать и шляпы, которые снимали, перекладывали и снова надевали во время танца. Дамы носили платья с очень длинными шлейфами (до 5 метров), со множеством складок и сложные головные уборы. Общий стиль костюма был пышный и тяжелый, он связывал и не давал свободы движениям.

В силу своей достаточно условной природы танец в той или иной степени нуждается в пояснении передаваемого в нем смысла. В XVII - начале XVIII столетий потребность в таковом пояснении возрастает в связи с большой ролью эмблематики, склонностью самых различных эстетико-художественных феноменов к «зашифрованности» смысла.

Представляется, что в танце данное качество дополнительно инициировалось тесными связями с придворным этикетом, не допускавшим в условиях публичности открытых эмоциональных проявлений. Не случайно в то время считали, что, например, исполнять менуэт означает «чертить тайные знаки любви», распознаваемые в мимике и жестах, позах и движениях. Их смысл, без труда понимаемый в эпоху барокко, для современного исследователя и зрителя во многом остается закрытым.

Танец понимается как своеобразная форма общения исполнителей с публикой: позы-танцоров, их шаги, мимика и жесты проявляют себя как элементы выразительной речи. С их помощью исполнитель «рассказывает» о своих мыслях и чувствах, сообщает присутствующим те или иные «движения души». Во время менуэта, сарабанды или гавота партнеры словно говорят на своем особом языке, сообщая друг другу самые сокровенные мысли. Ведь «о чем нельзя сказать, о том можно, по крайней мере, спеть или станцевать».

В прошлые века одной из основных форм развлечений знати были балы и маскарады в форме балов. Естественно, эти танцы были скорее показом мод, демонстрацией богатства и положения знати, чем танцем. Но торжественный характер этих танцев, желание разнообразия даже в движении колонн по залу привносят в танец различные прыжки, подскоки, скользящие шаги. Пробуждался массовый интерес «скучающего» дворянства к танцам как форме отдыха и увеселения. Танец как эстетически развитая форма досуга – отныне жизненная необходимость высших слоев общества.

Отделение народного и придворного танцев началось уже с конца XV в., сначала в Италии, затем во Франции. Возникают первые трактаты о танцах, делаются попытки описания шагов и прыжков. Система особых обозначений движений ног танцоров и общей композиции выступления, изобретенная П. Бошаном, позволяет лишь в некоторой степени раскрыть секреты «безмолвной речи» танца. Систему записи танцевальных движений и хореографических схем, разработанную, как известно, Пьером Бошаном в конце 1680-х годов, Рауль-Оже Фёйе зафиксировал письменно в 1700 году в трактате «Хореография», в то время как большая часть сценических произведений Люлли была создана раньше, а их знаменитого автора в 1687 году уже не стало.

Обозначения движений рук были введены П. Рамо в трактате «Танцмейстер», вышедшем в свет в 1725 году.

В XV-XVI вв. модны басседансы, шествия с поклонами и салютами.

(«Басседансы» – так называемые «низкие» придворные танцы, в которых не было прыжков и ноги почти не поднимались над полом: павана, куранта, аллеманда. В «высоких» же танцах танцующие вертелись (вольта) и прыгали (гальярда).

Басседансы часто называют «прогулочными» танцами; они составляли как бы небольшую хореографическую композицию, в которой танцующие показывали себя собравшемуся обществу и демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и благородство манер. Колонна придворных плавно двигалась по бальному залу, приседая в глубоких поклонах.)

В XVII-XVIII веках в танцах аристократов (менуэт, скорый менуэт, гавот) пропадает естественность движений (именно в это время появляются законы постановки рук и ног, регламентация движений корпуса – все, что вошло в классический балет). На балах XVII в. представления о красоте линий были сведены к принципам балета – грациозностью на балах считалась выворотность ног, руки необходимо было держать округленными: поднятые или опущенные, они должны были быть одинаково скруглены в локтях, кисть собрана, большой палец отведен под ладонь напротив среднего пальца.

В начале XIX в. завоевывают популярность новые живые, легкие и более непринужденные танцы (полонез, вальс, экосез, кадриль, котильон, полька, мазурка ), которые становятся общеевропейскими бальными танцами.

Многие танцы, появившиеся в ХХ в. (краковяк, тустеп, танго, вальс-бостон, фокстрот, чарльстон, блюз, рок-н-ролл, румба, самба, твист, сальса, мамбо и др.), популярны и сегодня.

Гопа́к (укр. гопак, гоцак, козак, козачок, тропак, от укр. гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать) — национальный украинский танец-пляска. Существуют различные варианты танца: сольный, парный, групповой[. Музыкальный размер гопака — 2/4.

Кадри́ль (фр. quadrille от исп. cuadrilla — буквально «группа из четырёх человек») — народный и бальный парный танец французского происхождения  .Танец является разновидностью контрданса; возник в конце XVIII века и был весьма популярен до конца XIX века в Европе и России. Музыкальный размер 2/4, обычно перемежающийся размерами 3/8 и 6/8. Темп живой. Самобытностью отличается русская кадриль, имеющая многообразные местные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и другие, известны старинные кадрили Ярославской области. Одна из разновидностей

Сирта́ки (от греч. συρτάκι — касание) — танец, созданный в 1964 году для фильма «Грек Зорба». Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико — старинного танца воинов. Танец сиртаки, а также музыку к нему, написанную греческим композитором Микисом Теодоракисом, иногда называют «Танец Зорбы» Сиртаки танцуют, стоя в линию или, реже, встав в круг, и положив руки на плечи соседей. Метр — 4/4, темп возрастающий, и часто в быстрой части танца метр меняется на 2/4. Сиртаки начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки.

«Ле́тка-е́нка» (фин. letkajenkka, letkis, от letkahdella — «качаться», «покачиваться») — финский бальный танец для массового исполнения, в котором танцующие располагаются цепочкой (в затылок друг другу), по кругу (держась за руки), парами и т. д. и прыжками передвигаются в такт музыкальному сопровождению

Полька происходит от чешского слова plka, что означает «половинный шаг». Быстрый темп требует проворного переступания ногами, из-за чего шажки получаются маленькими, что и обусловило название танца. Родиной польки часто считают Польшу из-за созвучного названия, но это не так. Кроме того, путаницу вносит и шведский народный танец с музыкальным размером ¾ - польска (polska).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: