Элементы масляных систем

Глав­ные масляные насосы. Насосы дизелей обеспечивают циркуляцию масла в си­стеме. Все масляные насосы, применя­емые на тепловозах, шестеренного ти­па и различаются только конструктив­ными формами, размерами и подачей. Основными элементами насосов явля­ются косозубые шестерни, выполнен­ные заодно со своими валами.

 

 

Рисунок-2 масляный насос

Главный масляный насос дизеля 10Д100 (рис. 2) имеет чугунный кор­пус 1 с двумя патрубками, один из ко­торых А присоединен к дизельной ра­ме, а второй Б-к нагнетательной трубе системы. В цилиндрических рас­точках корпуса установлены ведущая 5 и ведомая 10 стальные шестерни. Цап­фы шестерен вращаются в радиально-сферических подшипниках, запрессованных в расточки плит 2 и 9 которые изготовлены из антифрикционного чу­гуна. Плиты играют роль осевых упо­ров косозубых шестерен. Для умень­шения осевых усилий на наружную плиту 2 на конце правой цапфы шес­терни 5 смонтирован масляный демп­фер (амортизатор), представляющий собой поршень 7, находящийся в рас­точке крышки 6. Пространство между поршнем и крышкой соединено кана­лом с нагнетательной полостью. Уси­лие, соответствующее давлению нагне­тания, передается через шарикопод­шипник на торец цапфы шестерни, компенсируя осевое усилие от шестер­ни на плиту 9. Давление масла, соз­даваемое насосом, ограничивается пре­дохранительным клапаном 4, состоя­щим из корпуса и поршня, прижатого к седлу двумя пружинами. Клапан от­регулирован на открытие при давле­нии масла 0,55 МПа. При превышении этого давления масло из насоса будет сливаться обратно в картер. Насос по­лучает вращение от коленчатого вала через шестеренную передачу и зубча­тую муфту, закрепленную на шлицах вала шестерни 5. Подача насоса - 120 м3/ч.

Маслопрокачивающие насосы принципиально имеют такую же конструкцию, как и главные. Их корпуса крепятся либо к фланцу электродвигателя, либо закреплены на общей плите с электродвигателем. Шестерни вращаются в бронзовых втулках. Насосы имеют небольшую подачу. 

На дизелях типа 5Д49 применяют­ся сетчатые дисковые фильтры (рис. 3). Секция фильтра представляет на­бор сетчатых дисковых элементов 1, установленных на центральном трех­гранном стержне 2. Масло, поступив снаружи элементов, поднимается очи­щенным вдоль стержня 2. Сетчатый элемент (рис.3, б) состоит из гоф­рированной диафрагмы 7 с отверстия­ми для прохода масла, двух двойных сеток: внешней 8 (фильтрующей) и внутренней 10 (более редкой несу­щей), завальцованных во внутренние 11 и наружные 9 ободки. Такие фильт­ры обладают большой поверхностью очистки на единицу объема.

Центробежные очистители масла. Рассмотренные средства очистки мас­ла от загрязнений задерживают час­тицы, превышающие размеры пор яче­ек фильтровальных элементов.

Умень­шение ячеек фильтров с тем, чтобы уловить самые мельчайшие механиче­ские частицы - продукты износа под­шипников, колец и т. п. - невозмож­но, так как в этом случае гидравличе­ское сопротивление фильтра оказалось бы огромным.

Поэтому для отделения таких частиц от масла используется центробежный способ его очистки, при котором масло, попадая в цилиндр, вращающийся с очень большой часто­той, отбрасывается на его стенки под действием центробежной силы.

Так как плотность металлических частице несколько раз больше плотности мас­ла, а центробежные силы в тысячи раз превышают силы тяжести частиц, то взвешенные в масле эти частицы при вращении цилиндра остаются на его поверхности, образуя плотный слой. Центробежные очистители масла ди­зелей 10Д100, 5Д49 и ПД1М принципиально устроены и работают одина­ково. Масло от специального шесте­ренного насоса подается под давлени­ем к полой оси 3 (рис. 4) ротора 2, закрепленной в корпусе (кронштейне) 7 центрифуги. Выходя из отверстия в оси, масло перемещается в роторе, ус­тановленном на подшипниках оси, и подходит к сопловым наконечникам 6 ротора. Вытекая из сопел, масло раз­вивает реактивную силу, заставляю­щую ротор вращаться. Масло, переме­щающееся по ротору под действием центробежной силы, будет «сепариро­ваться», т. е. очищаться от посторон­них частиц. Чистое масло стекает по каналам в корпусе обратно в картер.

 

Рисунок-3 Фильтр грубой очистки масла дизе­ля 5Д49:

а- конструкция фильтра; б- устройство сетчато­го элемента;

1- дисковый сетчатый элемент; 2 - стержень; 3 - колпак;

4 - уплотнение; 5 - кор­пус; 6 вентиль;7 - гофрированная диаграмма;

8, 10 - внешняя и внутренняя сетки;9, 11 - наружный и внутренний ободки

 


Рисунок- 4 Центробежный очиститель масла дизелей типа 5Д49:

1-колпак; 2-ротор; 3-полая ось; 4-втулка; 5-прокладка бумажная; 6-сопло; 7-кронш­тейн; 8-запорно-регулирующий клапан

 

Вывод: в ходе лабораторной работы я изучил конструкцию масляной системы.

 

                                                                                                                                                                                             

 

Учебник Тепловозы основы теории и конструкция – 2-е изд., испр. под редакцией доктора техн. наук В.Д.Кузьмича-М. «                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Транспорт»,1991г.: 353 с. Стр.117-128. Прилагается глава учебника в формате Word.

По теме прилагается интернетматериал.

Обратная связь: выполненные задания, вопросы отправляем в комментариях или личные сообщения преподавателю или на электронную почту колледжа dktidistanc@mail.ru

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: