Главные масляные насосы. Насосы дизелей обеспечивают циркуляцию масла в системе. Все масляные насосы, применяемые на тепловозах, шестеренного типа и различаются только конструктивными формами, размерами и подачей. Основными элементами насосов являются косозубые шестерни, выполненные заодно со своими валами.
Рисунок-2 масляный насос
Главный масляный насос дизеля 10Д100 (рис. 2) имеет чугунный корпус 1 с двумя патрубками, один из которых А присоединен к дизельной раме, а второй Б-к нагнетательной трубе системы. В цилиндрических расточках корпуса установлены ведущая 5 и ведомая 10 стальные шестерни. Цапфы шестерен вращаются в радиально-сферических подшипниках, запрессованных в расточки плит 2 и 9 которые изготовлены из антифрикционного чугуна. Плиты играют роль осевых упоров косозубых шестерен. Для уменьшения осевых усилий на наружную плиту 2 на конце правой цапфы шестерни 5 смонтирован масляный демпфер (амортизатор), представляющий собой поршень 7, находящийся в расточке крышки 6. Пространство между поршнем и крышкой соединено каналом с нагнетательной полостью. Усилие, соответствующее давлению нагнетания, передается через шарикоподшипник на торец цапфы шестерни, компенсируя осевое усилие от шестерни на плиту 9. Давление масла, создаваемое насосом, ограничивается предохранительным клапаном 4, состоящим из корпуса и поршня, прижатого к седлу двумя пружинами. Клапан отрегулирован на открытие при давлении масла 0,55 МПа. При превышении этого давления масло из насоса будет сливаться обратно в картер. Насос получает вращение от коленчатого вала через шестеренную передачу и зубчатую муфту, закрепленную на шлицах вала шестерни 5. Подача насоса - 120 м3/ч.
|
|
Маслопрокачивающие насосы принципиально имеют такую же конструкцию, как и главные. Их корпуса крепятся либо к фланцу электродвигателя, либо закреплены на общей плите с электродвигателем. Шестерни вращаются в бронзовых втулках. Насосы имеют небольшую подачу.
На дизелях типа 5Д49 применяются сетчатые дисковые фильтры (рис. 3). Секция фильтра представляет набор сетчатых дисковых элементов 1, установленных на центральном трехгранном стержне 2. Масло, поступив снаружи элементов, поднимается очищенным вдоль стержня 2. Сетчатый элемент (рис.3, б) состоит из гофрированной диафрагмы 7 с отверстиями для прохода масла, двух двойных сеток: внешней 8 (фильтрующей) и внутренней 10 (более редкой несущей), завальцованных во внутренние 11 и наружные 9 ободки. Такие фильтры обладают большой поверхностью очистки на единицу объема.
Центробежные очистители масла. Рассмотренные средства очистки масла от загрязнений задерживают частицы, превышающие размеры пор ячеек фильтровальных элементов.
|
|
Уменьшение ячеек фильтров с тем, чтобы уловить самые мельчайшие механические частицы - продукты износа подшипников, колец и т. п. - невозможно, так как в этом случае гидравлическое сопротивление фильтра оказалось бы огромным.
Поэтому для отделения таких частиц от масла используется центробежный способ его очистки, при котором масло, попадая в цилиндр, вращающийся с очень большой частотой, отбрасывается на его стенки под действием центробежной силы.
Так как плотность металлических частице несколько раз больше плотности масла, а центробежные силы в тысячи раз превышают силы тяжести частиц, то взвешенные в масле эти частицы при вращении цилиндра остаются на его поверхности, образуя плотный слой. Центробежные очистители масла дизелей 10Д100, 5Д49 и ПД1М принципиально устроены и работают одинаково. Масло от специального шестеренного насоса подается под давлением к полой оси 3 (рис. 4) ротора 2, закрепленной в корпусе (кронштейне) 7 центрифуги. Выходя из отверстия в оси, масло перемещается в роторе, установленном на подшипниках оси, и подходит к сопловым наконечникам 6 ротора. Вытекая из сопел, масло развивает реактивную силу, заставляющую ротор вращаться. Масло, перемещающееся по ротору под действием центробежной силы, будет «сепарироваться», т. е. очищаться от посторонних частиц. Чистое масло стекает по каналам в корпусе обратно в картер.
Рисунок-3 Фильтр грубой очистки масла дизеля 5Д49:
а- конструкция фильтра; б- устройство сетчатого элемента;
1- дисковый сетчатый элемент; 2 - стержень; 3 - колпак;
4 - уплотнение; 5 - корпус; 6 вентиль;7 - гофрированная диаграмма;
8, 10 - внешняя и внутренняя сетки;9, 11 - наружный и внутренний ободки
Рисунок- 4 Центробежный очиститель масла дизелей типа 5Д49:
1-колпак; 2-ротор; 3-полая ось; 4-втулка; 5-прокладка бумажная; 6-сопло; 7-кронштейн; 8-запорно-регулирующий клапан
Вывод: в ходе лабораторной работы я изучил конструкцию масляной системы.
Учебник Тепловозы основы теории и конструкция – 2-е изд., испр. под редакцией доктора техн. наук В.Д.Кузьмича-М. « Транспорт»,1991г.: 353 с. Стр.117-128. Прилагается глава учебника в формате Word.
По теме прилагается интернетматериал.
Обратная связь: выполненные задания, вопросы отправляем в комментариях или личные сообщения преподавателю или на электронную почту колледжа dktidistanc@mail.ru