В тексте могут быть нумерованные и маркированные списки. Рекомендуется использовать не более двух видов маркеров для маркированного списка и арабские цифры (например, «1, 2, 3») для нумерованного списка.
Если пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится «;».
Если пункт списка начинается с прописной буквы, то в конце ставится «.».
Например:
Сварной трубный узел применяется:
- при строительстве нефтеперекачивающих и газокомпрессорных станций (НПС и ГКС);
- при строительстве атомных электростанций;
- при строительстве магистральных и промысловых трубопроводов.
или
Сварной трубный узел применяется:
- При строительстве нефтеперекачивающих и газокомпрессорных станций (НПС и ГКС).
- При строительстве атомных электростанций.
- При строительстве магистральных и промысловых трубопроводов.
Оформление кавычек. Кавычки оформляются знаком «…», а не “…”.
Таблицы
Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. Каждая таблица должна иметь заголовок, точно и кратко отражающий ее содержание. Точка в конце заголовка таблицы не ставится. Заголовок таблицы помещают над ней по центру.
|
|
Для таблиц используется сквозная нумерация арабскими цифрами, знак № не ставится. Допускается нумеровать таблицы в пределах каждого раздела. В этом случае номер таблицы будет состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой. Слово «Таблица» и ее порядковый номер помещают в левом верхнем углу над названием таблицы (шрифт 14 без выделения, форматирование по левому краю). Например:
Таблица 2.1
Технические характеристики источников питания
Наименование источника питания | Техническая характеристика |
1 | 2 |
Наименование таблицы располагают по центру (шрифт 14, выделение полужирным). Между словом «Таблица» и заголовком таблицы пустых строк не оставляют. Между текстом и таблицей, а также таблицей и текстом оставляют одну пустую строку.
Каждая графа в таблице должна иметь заголовок. Заголовки, как правило, ставятся в именительном падеже в единственном числе. Написание прописной и строчной букв зависит от подчинённости заголовков верхнего и нижнего ярусов. В конце заголовков и подзаголовков точку не ставят. Заголовки граф таблицы набирают, используя форматирование «по центру». Текстовые и числовые данные таблицы могут быть отформатированы по ширине (текст) или по центру (единицы измерения, формулы, числовые данные).
Графу «Номер по порядку» в таблицу не включают. При необходимости нумерации данных, их порядковые номера следует указывать в первой графе таблицы непосредственно перед их наименованием (перед числовыми значениями порядковые номера не проставляются). Пустых клеток в таблице быть не должно. Если данные в какой-либо клетке отсутствуют, то ставиться знак тире «-».
|
|
Нумерация граф таблицы арабскими цифрами (1, 2, 3) допускается в тех случаях, когда в тексте ПЭР имеются ссылки на них (например, «В столбце 1 таблицы приведены названия источников питания»), при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на другую страницу.
Над продолжением или окончанием таблицы пишут «Продолжение таблицы 2.1» или «Окончание таблицы 2.1». Заголовки повторяют.
Таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости выносят в приложение. Таблицы для данных, составляющих всего одну строку, как правило, не делают. Такие данные записываются в тексте.
На все таблицы в тексте должны быть ссылки.
Например:
Рассмотрим технические характеристики источников питания (таблица 2.1).
Иллюстрации
Использование иллюстраций целесообразно, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в тексте. К иллюстрациям относят: фотоснимки, рисунки, эскизы, чертежи, планы, графики, диаграммы и др.
Приветствуется вставка в письменную экзаменационную работу цветных рисунков и диаграмм с целью наглядности аргументации и обоснования выводов. Графики и диаграммы, построенные на основе исходных фактических данных, рекомендуется включать непосредственно в основной текст работы. С леды не полностью удаленного прежнего текста или рисунков с несоответствующими номерами не допускается (для корректировки воспользуйтесь программой Paint).
Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами (порядковый номер иллюстрации с точкой и её название помещают под иллюстрацией по центру).
Если в тексте только одна иллюстрация, то её не нумеруют и слово «Рисунок» не пишут.
Весь иллюстративный материал должен, по возможности, помещаться непосредственно после первого его упоминания в тексте, или на следующей странице. Все рисунки, таблицы и другие объекты нумеруются, подписываются, на них должна быть ссылка в основном тексте. Например, «На рисунке 7 изображена структурная схема видов сварки», или при повторной ссылке (см. рисунок 7). Пример оформления иллюстрации представлен ниже (шрифт 14, форматирование по центру, полужирное выделение для наименования иллюстрации, точка в конце не ставится).
Рисунок 7. Структурная схема видов сварки
Сокращения
В тексте ВКР допускается употребление общепринятых сокращений.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные приводятся на языке оригинала (например, сварочный инвертор GYSmi 161, Франция).
Самостоятельно употребляют следующие сокращения:
- и др., и пр., и т.д., т.е. Не рекомендуется употреблять эти сокращения в середине фразы, если даже имеется согласованное с ними слово. Например: «…выступили Б. И. Петров, М. П. Иванов и другие ученые»;
· сокращаются слова при именах, фамилиях, названиях: проф. Б. И. Петров;
· слова, сокращаемые только при датах в цифровой форме: в. (вв.), г. (гг.), до н.э., ок.;
· слова, сокращаемые при числах в цифровой форме: млн., млрд., тыс., экз., шт., р., к.
Числительные
Рекомендуется употреблять:
· цифровую форму при единицах физических величин, денежных единицах: до 25 кг, около 10 кг.;
· буквенную форму, если однозначное число стоит в косвенном падеже (не при единицах физических величин): до трех раз, из пяти вопросов, но: 3 года.
Не рекомендуется начинать предложение с числительного в цифровой форме. Следует перестроить предложение так, чтобы числительное оказалось в середине предложения.
|
|
Если порядковые числительные выражены арабскими цифрами, они имеют наращения падежных окончаний (- й, -я, -му) - 1-й курс, 4-я подгруппа, к 5-му курсу, по аналогии 10-й, 15-го.
Если порядковые числительные обозначены римскими цифрами, они наращений не имеют: I курс, ХV в.
Падежное окончание наращивают один раз, если подряд следует более двух числительных или между числительными стоит тире: 30-40-е гг., 3-4-й разряд, но: 9-е, 10-е-классы, 70-е - начало 80-х гг.
Падежные окончания не наращивают при обозначении дат, номера тома, главы и т.д. Например: 29 сентября 1983, т. 3, гл. 7.
Диапазон значений можно обозначать следующими способами: длиной 5…10 м; длиной 5-10 м; длиной от 5 до 10 м.
Сложные существительные и прилагательные в составе с числительными следует писать так: 110-летие, 3-метровый, 20-процентный, 20%-й; 1-, 2-, 3-этажный, одно-, двух-, трехэтажный.
Знаки №, §, % употребляются только при цифрах; во множественном числе они не удваиваются: № 5, 6, 9; § 1,2; 70, 80, 100 %.
Знак № не ставится перед порядковыми номерами глав, таблиц, рисунков, приложений и т.д.
Знаки >, <, +, = и др. применяют только в формулах; в тексте их заменяют словами.