МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По выполнению лабораторной работы №6 «Изучение конструкции несущей системы автомобиля»
МДК 01.01
«Конструкция и проектирование автотракторной техники»
Для учащихся по специальности
23.02.02«Автомобиле- и тракторостроение»
Разработал Сметанин В.Г.
Санкт-Петербург
2019
Методическое пособие содержит:
1. Конструкции несущей системы.
2. Контрольные вопросы.
3. Общие правила по технике безопасности работы в лаборатории.
4. Рекомендуемая литература.
5. Средства обучения.
1 НЕСУЩАЯ СИСТЕМА
Рама
Рама является несущей системой автомобиля. Она воспринимает все нагрузки, возникающие при движении автомобиля, и служит основанием, на котором монтируют двигатель, агрегаты трансмиссии, механизмы органов управления, дополнительное и специальное оборудование, а также кабину, кузов или грузонесущую емкость (цистерну).
Все грузовые автомобили и легковые автомобили с большим (обычно более 3,5 л) рабочим объемом цилиндров двигателя имеют раму. На легковых автомобилях особо малого и малого классов и автобусах рама отсутствует, ее функции выполняет несущий кузов.
Рамы. В зависимости от конструкции рамы (рисунок I) делятся на лонжеронные (лестничные) и центральные (хребтовые). Наибольшее распространение в автомобилестроении получили первые из них.
Лонжеронная рама грузовых автомобилей (рисунок 1, а) состоит из двух продольных балок — лонжеронов 12 переменного сечения и нескольких поперечин 7. Лонжероны могут сходиться в передней части (автомобили ЗИЛ) или располагаться параллельно один другому (автомобили ГАЗ). Спереди к лонжеронам крепятся буксирные крюки 2 и передний буфер 1, предохраняющий автомобиль от повреждений.
На первой поперечине 7 рамы крепятся радиатор и передние опоры (одна или две) двигателя, задние его опоры — кронштейны 3 приклепаны к лонжеронам. Передние рессоры устанавливают на кронштейнах 14. Резиновые буфера 15 предохраняют лонжероны от ударов. Между кронштейнами рессор на левом лонжероне крепится кронштейн 13 для крепления картера рулевого механизма.
На второй поперечине 7 рамы снизу крепится промежуточная опора карданной передачи. В задней части рамы на лонжеронах расположены кронштейны 8 длякрепления задних рессор и кронштейны 9, служащие опорами для концов дополнительных рессор.
На левом лонжероне рамы имеется гнездо 11 для крепления аккумуляторной батареи, а на правом — откидной кронштейн 4 запасного колеса. Кронштейны 10 служат для крепления платфор мы, а кронштейн 16 — для фиксации положения пусковой рукоятки. На задней поперечине расположено тягово-сцепное устройство 6, а на заднем конце правого лонжерона — кронштейн 5 указателя поворота.
Рисунок 1. Автомобильные рамы:
а — лонжеронная; б — центральная; 1 — передний буфер; 2— буксирный крюк; 3 — кронштейн задних опор двигателя; 4 — кронштейн запасного колеса; 5 — кронштейн указателя поворота; 6 — тягово-сцепное устройство; 7 — поперечину лонжерониой рамы; 8 — кронштейны установки задних рессор; 9 — опоры для дополнительных рессор; 10 — кронштейн для крепления платформы; 11 — гнездо для крепления аккумуляторной батареи; 12 — лонжероны; 13 — кронштейн крепления картера рулевого управления; 14 — кронштейны установки передних рессор; 15 — резиновый буфер; 16 — кронштейн фиксации пусковой рукоятки; 17 — картер раздаточной коробки; 18 — картер главной передачи; 19 — поперечины центральной балки; 20 — патрубки соединительные; 21 —несущая балка
На легковых автомобилях семейства «Москвич» и ГАЗ в передней части кузова установлена полурама (подрамник), прикрепленная болтами к полу кузова. К ней крепится двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач.
Центральная рама (рисунок 1,б) состоит из центральной несущей балки 21 с поперечинами 19. Поперечное сечение несущей балки 21 может быть круглым или швеллерным. В некоторых случаях рама образуется в результате соединения специальными патрубками 20 картера 17 раздаточной коробки и картеров 18 главных передач. Между фланцами патрубков и картеров установлены поперечины 19, служащие опорами двигателя, кабины, кузова и других агрегатов. Такие рамы обладают высокой прочностью на изгиб, но из-за сложности их изготовления широкого распространения в отечественном и зарубежном автомобилестроении они не получили.
2 Контрольные вопросы
Сформулируйте определение несущих систем автомобилей. Каковы их назначение и типы?