Особенности муниципальных газет

У муниципальных газет есть ряд особенностей. Они кардинально отличаются от федеральных изданий, имея как свои плюсы, так и минусы. Однозначно можно сказать, что муниципальная пресса намного ближе к своей аудитории. Во-первых, это происходит из-за частого отсутствия конкурентов, то есть, у читателя нет выбора в источнике информации, во-вторых, для каждого жителя определенной территории важнее узнать именно местные новости. «Как бы подробно и всесторонне ни отражала центральная программа жизнь страны, она никогда не сможет охватить всего, да и не должна, ибо многое представляет интерес лишь для части аудитории. Поэтому местные программы служат как бы дополнением центральной, раздвигая панораму жизни за счет более подробного отражения событий и проблем данной местности»[5].

У муниципальных газет есть ряд преимуществ наряду с федеральными изданиями. В небольших районах и городах намного чаще встречаются различные недоразумения в новостных материалах, ошибки и путаницы, может быть неточные факты. Такое случается из-за нехватки кадров или не компетенции сотрудников. Конечно, у федеральной прессы бывают ошибки тоже, но они более непростительны, поэтому более контролируемы и более заметны для публики. Если ошибки муниципальной прессы местные читатели могут не заметить, простить свести на нет, то публика федеральных газет намного строже к таким вещам.

Еще одна особенность муниципальной прессы – универсальность кадров. В центральных СМИ есть четкое разграничение должностей. Каждый работник отвечает чисто за свое дело. В муниципальных СМИ такое можно встретить редко. Журналисту приходится совмещать работу копирайтера, корреспондента, режиссёра, даже редактора, фотографа, верстальщика, а иногда и водителя. Такое происходит в силу ограниченных ресурсов. Но есть и оборотная сторона универсальности - она в муниципальных СМИ дает возможность журналисту попробовать себя в разных амплуа.[6] Это не плохо, но важно не доводить это до абсурда. Ведь в погоне за универсальностью можно потерять качество выпускаемой продукции и самой работы. В журналистике, чтобы добиться лучшего результата, лучше бить в одну точку, но с большим усилием, чем в несколько, но с наименьшим.

 Работник муниципального СМИ может быть более домашним, в том плане, что он позволяет себе больше комментариев по поводу материалов, добавлять историю, знакомую только ему и читателям, упоминать чьи-либо высказывания. Короче говоря, он в теме того, что происходит в определенной местности, потому что он там и живет. Поэтому для читателя он может показаться более близким, теплым, улыбчивым, естественным. К слову, ему это позволительно. Когда работа корреспондента центрального СМИ требует определенной строгости, официальности, так как аудитория большая, необходимо обращаться ко всем и к каждому в отдельности. В данном случае не угадаешь, рады они твоей улыбчивости и мягкости или нет.

Темами для статей корреспондентов местной газеты служат и обычные человеческие радости: победа в каком-либо конкурсе или строительство нового детского сада в городе. «Первое и главное отличие работника местного СМИ - это знание своей аудитории и расчет именно на своего зрителя. Такой журналист успешен ровно настолько, насколько хорошо он представляет жизнь и проблемы своего края, менталитет своей аудитории. Журналист федерального СМИ работает на абстрактного зрителя. Он должен иметь общее представление о российском обществе, о проблемах страны в целом, о настроении нации, ее чаяниях и нуждах.[7] «Журналист муниципалитета акценты должен переставить: жизнь в регионе должна интересовать его больше, чем события в стране и за рубежом»[8]. У локальных журналистов есть возможность не только излагать «сухую» новость, но искать и подмечать в ней что-нибудь необычное, что характерно для определенного региона, для определенных жителей. Такой подход эмоционально воздействует на аудиторию и вызывает у нее большее доверие. Что-то «свое» - родное, цепляет аудиторию намного больше, чем материалы широкого масштаба. В последнем случае читатель может не почувствовать свою уникальность для газеты и индивидуальный подход. А это весомо прослеживается у «муниципалов», новость о событии маленького городка, определенно будет касаться жителя этой местности и он не останется равнодушным к материалу.

На отношение аудитории к редакции и изданию влияет язык, стиль и способ подачи информации.  В материалах муниципальных газет может использоваться лексика, понятная только жителям данного региона. Корреспонденты могут отдельно выделить кого-то из жителей области. К примеру, кто-то регулярно убирает местную набережную от мусора, какой-то ребенок побеждает в российской олимпиаде п биологии. Эти люди могут быть чьими-то знакомыми, родственниками или друзьями. Конечно, жителям захочется прочитать про своих ближних.  В целом, тематика и интерпретация событий в местных газетах, являющихся негосударственными по форме собственности, более свободна и разнообразна. Их информационные сводки более понятны зрителям различных возрастов и социальных слоев. Конечно, бывают случаи, когда «муниципалы» хотят походить на «федералов». Здесь не всегда хорошая попытка выглядеть профессионалом в глазах читателей. Муниципальные журналисты не всегда имеют возможность получить образование по своей специальности, в работе им может не хватать каких-либо знаний, практики. Копирка со столичных корреспондентов не всегда вписывается в формат муниципальной прессы и не всегда ясна читателю. Люди, живущие по простым правилам, хотят получать новости, написанные простым языком.

И также понятно, что темы информационных газет, которые относятся к муниципалитету, не закреплены за отдельным корреспондентом, они распределяются между всеми журналистами. То есть, определенная новость по мере возникновения достается журналисту, который свободен в определенную минуту. И неважно, что он больше специализируется на медицинской тематике, ему вручат тему «автомобильных дорог», потому что специалист данной темы в отпуске или на выезде.[9] Так, корреспондент чаще всего должен разбираться во всех темах, но так, как это невозможно не физически не морально, н либо немного разбирается в разных тематиках, либо глубоко в одной. А качество федеральных публикаций обуславливается хорошими знаниями журналиста, Так, материал может быть намного больше, насыщеннее и информативнее, журналист в силу своих знаний и практики может использовать метод анализа, рассуждения, эксперимента. Муниципальные газеты чаще всего используют заметки и очерки, для такого объема статей не требуется много знаний, детального изучения и определенной компетенции журналиста. Поэтому отсутствие образования, опыта – не препятствие для муниципальных корреспондентов в своей работе.

Следующей отличительной чертой, характеризующей специфику работы муниципальных газет, является универсальность деятельности их сотрудников. Из-за нехватки ресурсов как материальных, так и профессиональных в большинстве редакций один работник выполняет сразу несколько обязанностей.[10] Один из плюсов такой специфики - возможность сотрудникам попробовать проявить свои способности в различных видах деятельности и получить дополнительную прибыль. Но в погоне за сокращением штата, прибылью газета может потерять свое качество вплоть до грамматики и орфографии. В большом потоке работы, информации и обязанностей журналист зачастую не концентрируется на определённых вещах. К тому же обычный 8-часовой рабочий график муниципалов не всегда дает возможность все успеть, происходят пробелы в подаче – страдает качество выпуска. Поэтому федералы стараются разграничить между собой обязанности, делать акцент на определенной работе, разбираться в определенной теме, быть компетентным спикером. Поэтому качество у федеральных СМИ на высоте, как в жанровом своеобразии, типологии, тематике, грамматике.

Поэтому наравне с муниципальной прессой активную работу ведут общественные и некоммерческие газет, тем самым создавая резонанс между несколькими редакциями, несколькими мнениями, предоставляя аудитории права выбора новостей. Как показывает практика, такие газеты существуют недолго, тот же самый чиновник – владелец муниципальной газеты может повлиять на редакцию.[11]

Кстати, в последнее время активно развиваются интернет - издания, где сами жителей определенного района могут свободно или после редакции публиковать события, очевидцами которых они стали. Под таким постом можно сразу получить мнение населения, и может быть, ответ от властей. В местностях, где развита информационная политика, такое случается нередко. При любой резонансной новости, ставящей репутацию правительства под угрозу, издание также может быть закрыто. Получается замкнутый круг, который начинают власти и заканчивают тоже власти.

Чаще всего муниципальные газеты имеют свой особенный характер и стиль. Не всегда во главе СМИ стоит профессиональный журналист, поэтому тексты могут отличаться своим непрофессионализмом. Случается, что над текстами работают сами государственные работники, у которых стиль письма заточен под официально-деловой стиль.[12] Такие тексты для простой аудитории сложны в прочтении и усвоении. Поэтому большой популярностью они могут и не пользоваться.[13] Но определенный плюс – это информация от первоисточников. В данном случае журналисты являются создателями события новостей и их освещения в массе. Они могут быть уверены, что никто раньше не выпустит этот материал и не владеет данной информацией. В этом и состоит типологическая особенность муниципальных СМИ. Конечно, она значительно отличает редакции от их столичных коллег, н в том же время это своеобразная изюминка «муниципалов».

Таким образом, можно сделать вывод, что муниципальные газеты заметно отличаются от федеральных изданий. У каждой стороны есть в своей работе плюсы и минусы. Нельзя сказать, что в этом сравнении какое-то СМИ лучше, а какое-то хуже. Каждое средство массовой информации несет в себе определенную цель и является важным источником информации как для выпускающей. Так для принимающей стороны.

 

1.3. Основные типы издания

Разветвленная система массовой коммуникации – важная составляющая для нынешнего потребителя информации. Нынешняя журналистика выступает площадкой этих разнообразных систем. Этому содействует и многообразие жанров, видов и типов СМИ.

Изначально пресса делится по таким признакам: тип издания, содержание, язык, категории читателей, периодичность, время выхода, тираж, формат, объем, оформление. Есть издания, различающиеся по политическим ориентациям, по тематической направленности; есть такие, которые выходят на национальных языках; есть разделяющие аудиторию по половым, возрастным, социальным признакам, образовательному уровню, индивидуальным интересам и пристрастиям; выходящие ежедневно, ежеквартально, ежегодно, утренние, дневные, вечерние.

Далее деление происходит по распространению изданий. Сюда входит способ распространения (подписка, продажа, раздача), стоимость (платный или бесплатный), сам вид (печатное издание, электронная версия). Также учитывается масштаб распространения - центральные издания, региональные, республиканские, краевые, областные, городские, районные, ведомственные.

Типовой особенностью газеты обычно является совокупность ее характеристик, которые отличают ее от других изданий.[14] В это понятие входит многие факторы: масштаб распространения, потенциальная аудитория, содержание газеты, тематика дизайн и так далее. Каким будет тип газеты зависит от аудитории издания, его целей и задач. В мире не существует абсолютно одинаковых по виду газет. У каждой редакции, муниципальной или федеральной, своя политика создания печатного издания.

Можно выделать около двадцати оснований типологизации. Часть из них связана с разделением читательской аудитории по таким критериям:

· Возрастной признак - газеты для детей, для молодежи, для пенсионеров;

· Половой признак - женские и мужские издания;

· Социальный статус аудитории - рабочая пресса, пресса для предпринимателей, издания людей в поиске работы;

· Образованность аудитории - издания для интеллектуальной элиты, общедоступные издания, "желтая" пресса;

· Индивидуальные интересы - издания для садоводов, любителей рукоделия, для автомобилистов;

· Физические особенности - издания для инвалидов, для слепых;

· Профессия- издания для врачей, для ученых, для бухгалтеров;

· Политическая ориентация - демократические издания, коммунистические, пресса социальной ответственности.

Другая часть оснований типологизации опирается на различия:

· Издатель - государственные издания, частные, коммерческие;

· Региона распространения - центральные, республиканские, городские;

· Язык - например: немецкие, татарские, японские;

· Характер материалов - информационные, аналитические, художественно-публицистические;

· Объем издания - четырехполосные, восьмиполосные; печатный лист, половина печатного листа, четверть печатного листа;

· Оформление - иллюстрированные издания, черно-белые, цветные;

· Периодичность - ежедневные, еженедельные, ежемесячные;

· Время выхода - утренние, дневные, вечерние;

· Способ выхода - печатные, электронные, телевизионные;

· Тираж - количеству экземпляров каждого номера издания;

· Цена - платные, бесплатные;

· Вид издания - основной, дополнительный, приложение.                                               

Несмотря на то, что  мы видим действительно большое типовое разнообразие газет, сами журналистику вселяют лишь несколько свойств издания. Для муниципальных газет больше всего подходит 5 категорий: принцип территориального распространения и охвата аудитории, тематика, периодичность, формат и стиль оформления.[15]

Принцип территориального распространения. Здесь речь идет о масштабе распространения газеты. Но если говорить о муниципальных СМИ, то их локация довольно-таки узка. Понятно, что муниципальные газеты касаются лишь муниципалитета и распространяются на определенной территории, их читатель в большинстве своем всегда постоянен и не меняется в зависимости от локации.[16]

Тематика. У муниципальных газет чаще всего нет определенной тематики, редакции могут быть под эгидой «деловой редакции», а также общеполитической, отраслевой, рекламно-информационной,развлекательной, смешанной. То есть, если газета носит рекламный характер, то в ней будут публиковаться материалы, рекламирующие что-либо в конкретной области, если речь идет о муниципальной прессе. Встречаются и информационные СМИ, которые несут в себе новостной характер, такие часто увидишь не только в муниципалитете. Ведь любому местному населению (будь то столичные жители или сельские) важно знать, что происходит в их локации, информационная газета хорошо справляется с ролью информатора. Но наиболее часто встречается среди муниципальных газет именно смешанная пресса. В таких изданиях можно увидеть деловые материалы, информационные сводки, рекламные, развлекательные статьи. Спрос оправдывает предложение, ведь именно газеты, которые наполнены различной и нужной информацией нужны аудитории. Читателю легче приобрести одну газету со смешанной тематикой, чем несколько на разные темы.[17]

Периодичность. Здесь речь идет о частоте выпуска газеты. То есть, номер может выходить, ежедневно, еженедельно, раз в месяц или год, все зависит от политики редакции и требований аудитории. Для муниципальной газеты лучше держаться определенного графика выпуска, чтобы быть на виду у читателей, но в то же время не повредить своему бюджету. Выход раз в неделю или раз в несколько недель самый оптимальный вариант для подобной прессы. Здесь частота печати зависит еще от количества новостей. При минимальном количестве новостей в определенной местности, газета не сможет себе позволить насыщенный выпуск. Если же новостей много, это требует большого количества тиража и периодичности.

Формат. В данном случае газета может быть любого формата: A4, Берлинер, A3, A2. Все зависит от бюджета редакции, возможностей типографии и удобства читателей.

Стиль оформления. Данная позиция также зависит от бюджета, фантазии и возможностей редакции. При желании газета может выпускаться в цветном варианте, на дорогой бумаге, есть газеты черно-белые или черно-белые с цветными вставками. Чаще всего муниципальные газеты выпускаются именно в двух последних вариантах. При ограниченном бюджете им выгодно заказать черно-белую печать или черно-белую с цветными вставками. [18]

Как говорит Ольга Воронова – старший преподаватель дисциплины «Основы журналистики» в своем учебном издании - у каждой местной газеты – свое лицо, которое определяется спецификой населенного пункта, особенностями аудитории, политикой редакции, ее профессионализмом, творческим потенциалом, сложившимися отношениями с властными структурами. Автор делит именно муниципальную газету в своем исследовании на несколько типов:[19]

Тип «газета-форум». Ее главная концептуальная особенность – это общественная трибуна, площадка для обсуждения самых злободневных местных проблем. Такое издание не боится поднимать сложные для решения вопросы, а если надо, будет отстаивать права своих читателей и перед властями, и в суде.

Тип «газета-хозяйка». С концептуальной точки зрения самыми востребованными темами для таких изданий будут темы благоустройства, порядка. Издание затрагивает неблагоприятные тема своей местности и пытается поспособствовать их решению.

Тип газеты «дела житейские». Редакция данного издания актинов ведет диалог с читателями, она изучает почту, экзаменует сферу обслуживания, обсуждает повышение цен, организует «прямые линии» с районными чиновниками, консультируется у юриста

Еще один тип газеты «стареющей активистки» или «старушки-селянки». Таких газет среди местных, особенно районных изданий – множество. Как правило, это газеты, издаваемые в сельских районах с дефицитным бюджетом. Их аудитория – пенсионеры, ветераны. С серых страниц на читателей смотрят сплошь люди преклонного возраста. Издания отличаются засильем официоза, отсутствием проблемных материалов. И по стилю, и по оформлению «газеты-селянки» – пассивные, патриархальные, старомодные.

В противовес этим изданиям существует такой тип, как «газеты-поколения next». Не забывая о других проблемах города, они немало внимания уделяют вопросам образования, развития науки. В них практически нет официальных материалов, много рекламы и обязательно присутствуют молодежные странички, причем, делают их молодые внештатные авторы. Они слегка эпатажны, написаны молодежным языком.

Тип газеты, которая является пропагандой местной власти, «говорящая голова», или «газета власти». Достаточно только посмотреть на страницы издания: вот мэр города или района в своем кабинете, вот он встречается с руководителями предприятий, отвечает на звонки в редакцию. Диапазон близости газет к власти различен: в одних случаях – это осознанная позиция серьезного издания, демонстрирующего читателю доступность первого лица, его конструктивность. У такого издания, безусловно, есть свои плюсы: близость к власти означает и возможность оперативного получения важной для читателя информации, поддержку издания, как моральную, так и материальную.

Антипод газеты власти – «газета-бомба», издание, стоящее в откровенной оппозиции к местной администрации. Здесь много критики, много аналитики. Газета претендует на звание четвертой власти, но нередко, ввязавшись в местные политические баталии, использует популистские приемы, теряет равновесие, переходя полностью на позицию нынешних противников местной власти. Такие издания по вполне понятным причинам можно пересчитать по пальцам.

Исходя из вышесказанного, мы сделали вывод, что невозможно сделать хорошей газету, угодить всем читателям лишь по определенному признаку, например по формату или тематике, только правильно уделив внимание каждому типовому признаку, можно получить желаемый продукт. То есть, для редакции важно следить за форматом и тематической наполненности издания, а также грамотно выбрать периодичность и место распространения. Иначе говоря, типы газеты очень сильно влияют на будущее издания. Правильно выбранная схема работы позволит редакции вести качественную работу и привлекать все больше аудитории и рекламодателей. Для редакции муниципальной газеты нужно верно расставить ходы, чтобы получить хороший результат. Здесь важна работа целой команды, лучше труд профессионалов. Исследование аудитории, местности распространения, подсчет бюджета для выпуска определенного продукта, тестовые режимы выпуска газеты…все это, а конкретно виды и типы, позволяет сформировать образ и имидж муниципальной газеты.[20]

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: