Конкуренты – это продукция того же функционального назначения, имеющаяся в продаже, в эксплуатации у потребителей, разрабатываемая другими фирмами и другие варианты своей фирмы [29].
Конкурентами являются: электронная гостиница «Палас», электронная гостиница «Аркада».
Информация о емкости рынка, занятой конкурентами, представлена в таблице 4.3.
Таблица 4.3 – Информация о емкости рынка, занятой конкурентами
Город | Емкость рынка | ||||||||||
Общая | Палас | Аркада | Итого | Свободная | Целевая | ||||||
% | шт/год | % | шт/год | % | шт/год | % | шт/год | % | шт/год | ||
Киев | 678 | 54% | 366 | 40% | 271 | 94% | 638 | 6% | 41 | 6% | 41 |
Харьков | 281 | 48% | 135 | 45% | 127 | 93% | 262 | 7% | 20 | 7% | 20 |
Итого | 960 |
| 501 |
| 398 |
| 899 |
| 60 |
| 60 |
Для оценки уровня качества используем существующие разработки, выполняющие некоторые аналогичные функции, предоставляемых разработанным программным продуктам и не удовлетворяющих пользователя по ряду причин (интерфейс, управление, достоверность выдаваемых данных и др.) [19]. Можно рассмотреть гипотетический вариант, имеющий максимальную оценку по всем выбранным показателям.
|
|
Перечень основных показателей качества:
1) надежность;
2) производительность;
3) Удобство интерфейса;
4) быстрота отклика;
5) портируемость;
6) цена продукта.
Показатели делятся на минимизируемые и максимизируемые.
Минимизируемые показатели рассчитываются по формуле (4.3).
(4.3)
Максимизируемые – (формула 4.5).
(4.4)
где – относительный показатель i-го показателя для j-го варианта,
– абсолютный показатель i -го показателя для j-го варианта i-го показателя для гипотетического варианта.
Показателя качества присваивают коэффициенты весомости , при этом и . После чего рассчитывают обобщенные показатели качества по j-варианту, (формула 4.5).
(4.5)
Затем рассчитываем уровни качества нового (базового) продукта по сравнению с изделиями-конкурентами (j-ми вариантами), (формула 4.6).
(4.6)
Обобщенный показатель качества является уровнем качества рассматриваемого j-го варианта по гипотетическому.
В таблице 4.6 представлен анализ конкурентоспособности.
Таблица 4.4 – Анализ конкурентоспособности
Показатели качества | Коэф. Вести Ві | Абсолютные значения по вариантам | Относительные значения показателей по вариантам | |||||||||||
Наименование | Ед.изм. | ПП | Палас | Аркада | Гипотетичесий | |||||||||
ПП | Палас | Аркада | Гипотетический | Kij | Kij*Bi | Kij | Kij*Bi
| Kij | Kij*Bi | Kij | Kij*Bi | |||
Надежность | Балл(1-10) | 0,15 | 8 | 9 | 7 | 10 | 0,8 | 0,12 | 0,9 | 0,135 | 0,7 | 0,105 | 1 | 0,15 |
Производительность | Балл(1-10) | 0,2 | 8 | 10 | 8 | 10 | 0,8 | 0,16 | 1 | 0,2 | 0,8 | 0,16 | 1 | 0,2 |
Удобство интерфейса | Балл(1-10) | 0,2 | 7 | 9 | 7 | 10 | 0,7 | 0,14 | 0,9 | 0,18 | 0,7 | 0,14 | 1 | 0,2 |
Портируемость | Балл(1-10) | 0,15 | 7 | 9 | 4 | 10 | 0,7 | 0,105 | 0,9 | 0,135 | 0,4 | 0,06 | 1 | 0,15 |
Цена(тыс, грн) |
| 0,3 | 13 | 23 | 14 | 23 | 0,57 | 0,17 | 1 | 0,3 | 0,61 | 0,18 | 1 | 0,3 |
Итого |
| 1 |
|
|
|
| 0,695 | 0,950 | 0,648 | 1 |
В таблице 4.5 определены уровни качества ПП относительно конкурентов, (формула 4.7).
Таблица 4.5 – Определение уровней качества
Уровень качества нового изделия по сравнению с изделиями конкурентов |
В результате анализа можно сказать, что разработанный программный продукт является конкурентоспособным, поскольку уровень качества нашей системы по отношению к продуктам-конкурентам составляет электронная гостиница «Палас» – 0,73 и программа электронная гостиница «Аркада».– , а абсолютное значение показателя качества = 0,695 что вполне приемлемо для нашего ПП. Указанная цена продукта приемлема для разработки.