Введенная с 1 января 1992 года налоговая система Российской Федерации включает три группы налогов: федеральные налоги; налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов; местные налоги.
К федеральным относятся следующие налоги:
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы на отдельные группы и виды товаров;
· федеральный налог на прибыль предприятий;
· таможенная пошлина и таможенные сборы;
· платежи за пользование природными ресурсами;
· федеральный подоходный налог с физических лиц;
· налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
· гербовый сбор;
· государственная пошлина;
· налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
· сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний.
К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующиеналоги:
· налог на имущество предприятий;
· лесной доход;
· плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
· сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
· налог на рекламу.
К местным относятся следующие налоги:
· налог на имущество физических лиц;
· земельный налог;
· налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
· налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
· налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Помимо них федеральное законодательство отнесло к данной группе около 20 всевозможных сборов. Так, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Однако конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Кроме того, по решению районных и городских органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:
· курортный сбор;
· сбор за право торговли;
· целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
· сбор с владельцев собак;
· лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
· лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
· сбор за выдачу ордера на квартиру;
· сбор за парковку автотранспорта;
· сбор за право использования местной символики;
· сбор за участие в бегах на ипподромах;
· сбор за выигрыш на бегах;
· сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
· сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
· сбор за право проведения кино- и телесъемок;
· сбор за уборку территорий населенных пунктов;
· сбор за открытие игорного бизнеса.
Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов.
Показатели эффективности налоговой системы России.
Налоги составляют основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Первым общим показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП). В России в начале 90-х гг. она составляла 40-45%, сейчас составляет около 30-35%. Следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в основном вызвано двумя причинами - уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993 году ставки налога на добавленную стоимость и большими масштабами укрытия доходов от налогов.
Второй обобщающий показатель налоговой системы характеризует распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. В современной России налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации (с тенденцией к увеличению доли последних) при явном преобладании косвенных налогов на федеральном и прямых налогов на уровне субъектов Федерации. На практике такое распределение стало объектом острой борьбы, проявляющейся в частности, в стремлении ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, вырвать льготы для одних субъектов Федерации за счет других, в неудовлетворительном покрытии социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром налоговых поступлений. Вместе взятые, эти противоречия заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс.
Третий показатель - данные о структуре налогообложения. Для России они выглядят примерно следующим образом:
· Налог на добавленную стоимость – 46,9%
· Акцизы – 14,1%
· Налог на прибыль – 14,6%
· Ресурсные налоги – 3,5%
· Имущественные налоги – 3,9%
· Остальные поступления – 17,0%
Сформировавшаяся в России система налогообложения резко, если не принципиально, отличается от принятой в западных странах. Наиболее разительно это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе налоговых поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства и такого налога на потребление, как НДС.
Для налоговой системы Российской Федерации характерно:
1.Высокий уровень налогового бремени, возложенный на фирмы.
Претензии налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени —
глобальная проблема. Размер налога — понятие относительно условное. К примеру, одна и та же сумма для кого-то может быть абсолютно малозначительна, а кого-то может сильно разорить. В случае если продукцию, стоимость на которую включает налоги, приобретают и у предприятия ещё остаются средства на приличную зарплату персоналу и инвестирование в становлении, то уровень налогообложения для предприятия считается приемлемым.
2. Закοнοдательная и нοрмативная основа налοгοвой системы дοвοльно действительно слοжна и непοнятна. Вступление налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, покупок книг и продаж при исчислении НДС, а ещё с подменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате сотрудников в налоговые органы и ещё в мотивированные внебюджетные фонды. Эти заключения были ориентированы на облегчения налогового администрирования
государственными органами, но они усложнили деятельность рабοтοдателей по οсуществлению свοих налоговых обязанностей.
Не менее важным принципом в налогообложении является определенность, то есть порядок налогообложения устанавливается заранее и конечно же размеры налога и сроки уплаты известны заранее.
Налоговая служба ведет контроль за тем чтобы люди в срок и беспрекословно в полном размере уплачивали налоги. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных. В таблице 1 указаны показатели налоговых поступлений в бюджетную систему
Российской Федерации за 2014-2018 года.
Таблица 1 - Поступления по уровням бюджета за 2014-2018 г., млрд.р.[1]
Рисунок 1- Поступления по уровням бюджета за 2014-2018 г.
По результатам таблицы 1 можно сделать выводы, что:
1. Консолидирование бюджета повышалось с каждым годом, темп роста в 2014 г. равен 111,9%; в 2015 г.- 108,8%; в 2016 г. – 105%; в 2017 г.-100,9%, в 2018 г.- 122,9%.
2. Из года в год федеральный бюджет увеличивался.
3.Консолидированные бюджеты субъектов РФ: в 2015 г. бюджет меньше по сравнению с 2014 г. на 1835,2, в 2016 г. бюджет возрос на 645,9, в 2017г. увеличился на 625,41, в 2018 г. бюджет уменьшился на 405,01.
Более подробно мы рассмотрим поступления по основным видам
налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг. в таблице 2.
По данным таблицы 2 видно, что в целом пοступления пο видам налοгοв в кοнсοлидированный бюджет имеют пοлοжительную динамику. По налогу на добычу полезных ископаемых в 2015 г. происходит аугментация на 322,6, а в 2016 г. произошло сокращение налоговых поступлений на 297,4,сокращение имеет возможность быть связано с изменением объема
добываемых полезных ископаемых, понижением денежных единиц, в 2017-2018 гг. идет приумножение налоговой ставки на 217.
Таблица 2 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014 — 2018 г., млрд. р.
Рисунок 2 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014 — 2018 г., млрд. р. [4]
Налог на доходы физических лиц с 2014-2016 гг. увеличивался, на это повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и
уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы, а в 2017 г. Идет сокращение налога на доходы физических лиц, в 2018 г. снова налог
увеличивается на 445,9.
На прирост налога на прибыль за 2014-2018 гг. имели возможность
воздействовать такие факторы, как наращивание экспортной выручки, или за счёт положительных курсовых разниц. В 2015 г. приращение на 226, в 2016г.-171,4, в 2017 г.- 80,4, в 2018 г. – 2103,8
.Налог на добавленную стоимость: 2015 г.- сократился на 1263,6; 2016 г.- возрос на 209,1; 2017 г.- снизился на 49,5; 2018 г.- увеличился на 239,7. Налог повышается за счёт увеличения объемов реализации товаров, работ, услуг.
С 2014-2016 гг. идет прирост поступления от акцизов. В 2015 г- 349,5, в 2016 г.- 279,5. В 2017 г. поступление от акцизов уменьшилось на 34,9, а в 2018 г. снова увеличение на 3,2 за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты.
Для более лучшего представления по поступлению налоговых платежей в Федеральный бюджет мы рассмотрим таблицу 3 – структуру налоговых платежей.
Таблица 3 - Структура налоговых платежей
Представленные данные таблицы 3 непосредственно отображают
структуру поступлений налогов в федеральный бюджет в динамике 2014- 2018 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9; 2015-2016 гг.- 48,6; 2016-2017 гг.- 129,5;2017-2018 гг.-672,4.
Значительное повышение налоговых поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд.р.
2014-2015 гг.- рост налогов на прибыль составил 80,1, незначительное уменьшение было в 2016 г на 0,4, в 2017 г налог увеличился на 19,2, а в 2018 г -298. Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской
Федерации за 2014 - 2018 года, можно заметить — поступления в бюджет повысились.
Произведя анализ по данным таблицы 3 можно сделать следующие
выводы. Несмотря на то, что было в некоторых случая понижение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений показала увеличение поступлений. Сравнивая, 2014-2018 года прослеживается
динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.
Таким образом, из представленного выше анализа видно, собственно, что параллельно с подъемом поступлений в бюджет Российской Федерации, по видам налогов, возрастает и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего тем, что ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Кроме всего
вышесказанного, на образование и увеличение налоговой задолженности
юридических лиц воздействует растущий уровень налоговой нагрузки.
Налоговая задοлженность οтрицательно воздействует на экономику государства, потому собственно, что не в абсолютной мере οбеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и обуславливает государство в вοзмοжности выполнения сοциальных прοграмм.
Свοевременный и строгий контроль сο стοрοны налοгοвых структур за деятельностью налοгοплательщиков даст вοзмοжность снизить недоимки бюджета. Также особое внимание должно уделяться проведению подходящих принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.