Задания для самостоятельной работы

Организационная система обучения Основоположник (представители) Преимущества Недостатки
Классно-урочная система Ян Амос Коменский 1. активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения; 2. возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого; 3. сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания; демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь. 1. сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся; 2. ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности; 3. трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижения в умственном развитии учащихся 4. ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности; 5. усреднение темпа прохождения учебного материала
Белл-ланкастерская система   Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер. 1. Объяснение материала младшим школьникам давалось на доступном им уровне, так как нивелировалась разница в возрасте и интеллектуальном развитии 2. система стимулировала мониторов к самообразованию.     Основные недостатки системы:   отсутствие у учащихся необходимых педагогических знаний и умений.
Батовская система   Джон Кеннеди 1. Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. 2. Приобретение учениками прочной системы знаний, умений и навыков. 3. Преодоление возможного отставания одних учеников от других. 4. Формирование способности самостоятельно добывать знания. 5. Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка. 6. Освобождение учителя от чрезмерной нагрузки. 7. Возможность для педагога более продуктивно работать с классом, равномерно распределяя своё время между всеми учениками. 8. Возможность охватить образованием как можно большее количество детей. 1. Ориентация на «среднего» или «слабого» ученика. «Расчленённость» и неоднородность учебного материала для детей с разным уровнем подготовленности. 2. Неодинаковые условия и требования к разным ученикам. 3. Большие временные затраты на достижение поставленных задач. 4. Недостаточная управляемость познавательной деятельностью учеников со стороны педагогов. 5. Необходимость привлекать дополнительных педагогов в качестве помощников. Из-за этого могли происходить недоразумения, связанные с личностными особенностями самих педагогов, а также с их индивидуальными стилями преподавания.
Мангеймская система   Й. Зиккингер 1. Повышение эффективности обучения. Разделив детей по способностям, система позволяла учителям работать более эффективно: в классах уровень способностей детей был на среднем уровне: никого не приходилось ждать и дополнительно объяснять, никто не опережал других и не требовал более сложных заданий 2. Меньше социальных расслоений в классах. 3. Облегчение работы учителя. 4. У одарённых детей не было возможности и желания полениться: им было интересно, задания постоянно усложнялись, а риск оказаться в классе более слабых детей не давал расслабиться   1. Дифференциация по способностям производилась, а учебный процесс под них не подстраивался. 2. Неточность диагностики.. 3. «Слабые» дети не видят перед собой примеров для подражания, не представляют, куда они могут стремиться, а также лишены возможности обратиться за помощью к более сильным товарищам. 4. Дискриминация детей с низкими и очень низкими способностями. Учащиеся из более успешных классов могут начать обижать тех, кто родился не со столь высоким интеллектом.  
Дальтон-план   Хелен Паркхёрст 1. индивидуализация процесса обучения; 2. развитие способности выбора; активный способ обучения; 3. стимулирование развития индивидуальных талантов и способностей; 4. развитие умения самооценки; 5. развитие умения сотрудничества; 6. развитие собственных идей; 7. возможность экспериментировать в рамках нового образа жизни; 1. трудоемкость в составлении Дальтон-заданий; 2. необходимость составления заданий для каждого ученика; 3. большая подготовительная работа; 4. создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий; 5. организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий.
План Трампа   Ллойд Трамп 1. лекции с применением технических средств для больших групп в 100-150 учеников, 2. 40% времени; работа в группах 10-15 человек, 20% времени; 3. индивидуальная работа в школьных кабинетах, 40% времени.  

 

Глоссарий

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:

1. Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.

2. Месту учебы - школьные и внешкольные.

3. Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Учебные экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Семинар — форма учебного процесса, построенная па самостоятельном изучении учащимися по заданию учителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и совместного обсуждения. Семинар как форма организации учебного процесса приемлема в старших классах.

Школьная лекция -продолжительное устное изложение (45—50 мин) учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (запись основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала и др.).

Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу

Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения - это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся. Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной дидактической цели. «Метод» - по-гречески - «путь к чему-либо» - способ достижения цели. Метод обучения - способ приобретения знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: