Законы Ману (Дхармашарстра Манавара)

Глава VIII

1. Царь (раджа), желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе брахманами и опытными советниками.

9. Но если царь не делает разбора дел лично, тогда следует назначить ученого брахмана для их разбора.

63. В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности.

68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин – женщины, относительно дваждырожденных – такие же дваждырожденные, честные шудры – относительно шудр, относительно низкорожденных – низкорожденные.

69. Но очевидец, кто бы он ни был, может давать свидетельские показания относительно тяжущихся (при событии).

73. При разногласиях (в показаниях) свидетелей радже следует предпочесть (мнение) большинства, при равенстве – наделенных выдающимися качествами, при разногласиях между отличными – брахманов.

114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.

115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве.

163. Договор, заключенный пьяным или безумным, страдающим (от болезни), рабом, ребенком или глубоким стариком, или не уполномоченным (лицом) – недействителен.

164. Соглашение, заключенное вопреки закону или установленному обычаю, не имеет законной силы, хотя бы оно обосновывалось (доказательствами).

165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие (его) и все, где откроется обман, (судья) должен отменить.

167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то хозяин (дома), будет ли он жить в своей стране или в чужой, не должен отказываться от него.

168. То, что получено насильно, чем владеют насильно, что написано по принуждению и все другие совершенные по принуждению действия, Ману объявил недействительными.

(Источник: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. – М.: Юристъ, 1996. – С. 27-28.)

 

Задание 11. Прочитайте фрагмент источника и ответьте на вопросы:

  1. Кто обладал полномочиями вершить правосудие? Каковы требования к составу суда?
  2. Сформулируйте принципы судопроизводства в Древней Индии.
  3. Сравните ордалии, упоминаемые в «Законах Ману», с ордалиями в Древней Месопотамии; выделите черты сходства и различия.
  4. Назовите признаки недействительной сделки.

 

 

Книга Мертвых [5]

Первая оправдательная речь умершего

1. Я не чинил зла людям.

2. Я не нанес ущерба скоту.

3. Я не совершил греха в месте Истины. Я не творил дурного.

4. Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.

5. Я не кощунствовал.

6. Я не поднимал руку на слабого.

7. Я не делал мерзкого перед богами.

8. Я не угнетал раба пред лицом его господина.

9. Я не был причиною недуга.

10.  Я не был причиною слез.

11.  Я не убивал.

12.  Я не приказывал убивать.

13.  Я никому не причинял страданий.

14.  Я не истощал припасы в храмах.

15. Я не портил хлебы богов.

16.  Я не присваивал хлебы умерших.

17.  Я не совершал прелюбодеяния.

18.  Я не сквернословил.

19.  Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.

20.  Я не давил на гирю.

21.  Я не плутовал с отвесом.

22.  Я не отнимал молока от уст детей.

23.  Я не сгонял овец и коз с пастбища их.

24.  Я не ловил в силки птицу богов.

25.  Я не ловил рыбу богов в прудах ее.

26.  Я не останавливал воду в пору ее.

27.  Я не преграждал путь бегущей воде.

28.  Я не гасил жертвенного огня в час его.

29.  Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

30.  Я не распугивал стада в имениях бога.

31. Я не чинил препятствий богу в его выходе.

(Источник: Антология мировой правовой мысли: в 5 т. - Т. 1. – М.: Наука, 1999. – С. 29-30).

Задание 12. Какие деяния считались противозаконными в Древнем Египте?

Назначение везира

Не суди неправедно, ибо ненавидит бог лицеприятия. Это поучение, делай же подобное.

Взирай на того, кого ты знаешь, так же, как на того, кого ты не знаешь, не близкого тебе, так же, как на далекого… Не проходи мимо жалобщика, не вняв его речи… Вот говорят: «Жалобщик любит внимание к свои речам более, чем разбор того, из-за чего он пришел».

Не гневайся на человека напрасно; гневайся на то, на что следует гневаться. Будь страшен, пусть боятся тебя. Везир – это везир, которого боятся. Вот заслуга везира, когда он творит правосудие. Но вот если человек заставляет бесконечно бояться себя – в нем, по мнению людей, есть нечто неправедное. Не говорят они про него: «Это человек!»

Вот говорят: «Везир, говорящий ложь, получает по заслугам». Достигнешь ты успеха, исполняя свою должность, творя правосудие. Вот то, чего желают, - это совершение правосудия в речениях везира. Говорят о писце везира: «Писец истины», - говорят о нем.

Что касается зала, в котором ты судишь, - есть в нем помещение с рукописями всех прошлых судоговорений. Тот, кто творит правосудие перед всеми людьми, – это везир.

Вот человек будет пребывать в своей должности, если он делает соответственно порученному ему. Невинен человек, если он делает согласно сказанному ему. Не твори своего желания в вещах, относительно которых известен Закон. Поступай же согласно тому, что поручено тебе.

Обращая твое внимание на округа, укрепляя их. Если ты отсутствуешь при обследовании, то посылай обследовать начальников округов, начальников и квартальных. Если случалось обследовать кому-нибудь перед тобой – ты спроси его. Да будешь ты делать согласно тому, что возложено на тебя.

(Источник: Антология мировой правовой мысли: в 5 т. - Т. 1. – М.: Наука, 1999. – С. 26-29).

Наказ для заседания начальника города, везира Южного города

 и резиденции в зале везира

А. Заседание везира

Когда везир будет случать в зале везира, то он будет восседать на кресле, циновка на земле, кожаная подушка под его спиной, кожаная подушка под его ногами, жезл подле него, сорок кожаных свитков развернуты перед ним, великие десять главных вельмож Южного Египта по обе стороны перед ним, начальник канцелярии – справа от него, надзиратель входящих – слева от него, писцы везира – подле него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: