Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный урок
Урок по теме: «Становление Древнерусского государства».
Цель урока: Охарактеризовать и проанализировать деятельность первых князей в отношении становления древнерусского государства.
Задачи:
Образовательные:
- Совместно определить этапы становления древнерусского государства,
- Совместно определить границы древнерусского государства на начальном этапе правления Олега и дальнейшем приращении территорий;
- Совместно изучить вопрос «Причины и предпосылки становления Древнерусского государства»,
- Совместно изучить внутреннюю и внешнюю политику первых князей древнерусского государства.
Развивающие:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке,
- Развитие способности анализировать и делать выводы,
- Развитие наблюдательности и внимания.
Воспитательная:
- Воспитание чувства патриотизма.
Необходимое оборудование: Учебник, доска, мультимедийный аппарат.
Основные понятия: «древнерусское государство», «варяги», «полюдье», «урок», «погосты», «волоки», «дружина», «дань», «князь», торговый путь «из варяг в греки».
Основные персоналии: варяги, Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Аскольд, Дир, древляне.
Основные даты: 879, 862, 882, 907, 911, 945, 957, правление Рюрика
(862-879), Правление Олега (879—912), правление Игоря (912—945), Правление княгини Ольги (945—964), правление Святослава (964—972).
План урока:
I. Организационный момент:
1. Определить цель и тему урока совместно с учениками;
II. Изучение нового материала:
1. Работа с мультимедийным аппаратом – просмотр фильма;
2. Определить предпосылки становления древнерусского государства совместно с учениками;
3. Изучить внутреннюю и внешнюю политику князей: Олега, Игоря, Ольги и Святослава совместно с учениками;
4. Определить границы древнерусского государства на начальном этапе правления Олега и дальнейшем приращении территорий;
III. Обобщение и систематизация знаний:
1. Викторина.
IV. Информация по домашнему заданию и инструктаж по его выполнению.
V. Рефлексия.
Ход урока.
Этапы урока:
I. Организационный момент – 5 мин.
Учащиеся эмоционально настраиваются на работу на уроке.
Преподаватель здоровается с учениками, просит занять свои места, узнает про настроение учеников, настраивает на рабочий лад.
1. Совместно с учащимися определяет цель и тему урока:
- На прошлом уроке мы познакомились с восточными славянами и узнали о первых известиях о Руси. В каком главном источнике была написана вся информация о начале истории Руси?
Дети: Повесть Временных лет.
- А в каком веке была написана эта повесть?
Дети: В XII веке.
- Верно, в этой летописи мы с вами и познакомились со знаменитым рассказом о призвании варягов и династией Рюриковичей, а так же о самом Рюрике. А знаете ли вы имена первых русских князей после Рюрика?
Дети: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга…
- Молодцы. А какое значение имела деятельность этих князей? Вот сегодня мы с вами и постараемся выяснить: какова же была деятельность первых князей во внутренней и внешней политике и в отношении становления древнерусского государства.
Темой нашего урока будет «Становление Древнерусского государства». Записываем за мной. Целью - охарактеризовать деятельность первых князей во внутренней и внешней политике и в отношении становления древнерусского государства. (проверить, чтобы все записали).