дители печатных и электронных СМИ, а также ведущие журналисты, освещающие темы бизнеса и экономики. Президентом российского отделения IABC является руководитель Коммуникационной группы «Деловая Лига», академик РАЕН В.Г. Расницын.
Резюме
• Демократизация России привела к невозможности использования пропаганды как способа подачи информации в необходимом контексте. В тоталитарном обществе она, исполняя данную роль, была формой внешнего принуждения. В современной стране эту же функция выполняет PR, являясь при этом внутренним приказом.
• К распространенным на Западе направлениям PR — правительственному, финансовому и кризисному — Россия добавила политический. Все эти направления и сам PR в нашей стране последнее время активно развиваются.
• Основными качествами PR-специалиста сегодня являются: находчивость, обучаемость, умение общаться и задавать вопросы, спокойствие, целеустремленность, творческий потенциал, умение четко формулировать мысли и писать.
|
|
• В дисциплине «Связи с общественностью» существует несколько подходов: PR как искусство, PR как сфера деятельности, PR как функция управления коммуникациями, PR как стратегия управления коммуникативным пространством, PR как система.
• PR как молодая дисциплина многое заимствует из других наук. Наиболее близкими к ней являются журналистика, пропаганда, реклама, маркетинг. В отличие от журналистики, которая оперирует словами и рассказывает о событиях, наука связи с общественностью оперирует события и сама их создает. PR гораздо мягче пропаганды, он не искажает факты и стремится налаживать двухстороннюю связь. Разница между дисциплинами «Реклама» и PR заключается в том, что последняя менее формализована, более многосторонняя и не поддаются учету и контролю.
• В России и за рубежом существует множество объединений PR-профессионалов, что говорит о высокой роли данной дисциплины. Среди них можно выделить: IAA (Международная рекламная ассоциация — International advertising association), которая существует с 1938 года и имеет в своем составе 3600 участников в 93 странах, IPRA (Меж-
Гаава 1
Айны истины сиза с йщесиинии
28
дународная ассоциация связей с общественностью — International public relations association) была образована в Лондоне в 1955 г., и сегодня она насчитывает более 1000 членов в 77 странах мира, IABC (Международная ассоциация бизнес-коммуникаций — The International Association of Business Communication) была создана в 1970 году и к настоящему времени объединяет более 13 000 членов в 14 странах мира.
Темы |» самвмаавмнвга 13|чеш
1. Поле деятельности и востребованность специалиста по PR в современной России.
|
|
2. Основные подходы к определению PR.
3. Мировое и Российское PR-сообщество: становление и развитие.
4. Направления развития российского PR-сообщества.
5. PR и другие дисциплины.
loapocu |н вОсдждвнв
1. Есть ли в России PR (связи с общественностью)? Какие формы они принимают?
2. В чем состоит разница между PR и приказом?
3. Что бы вы могли сказать о подходах к определению PR?
4. К какого рода дисциплинам принадлежит PR?
5. Как соотносятся категории: «PR», «журналистика», «пропаганда», «маркетинг», «реклама»?
6. Назовите известных вам специалистов по PR. Охарактеризуйте их деятельность.
7. PR-специалист в России. Кто он? Какие качества ему присущи?
8. Какие виды PR развиваются сейчас в России?
9. Какие формы PR являются наиболее перспективными на Западе?
■ракшпчеснпе задана
Праканнскаа задана «Ранарядак in РН-исмашта»
Ознакомьтесь с приведенными фотографиями рабочего дня двух PR-специалистов [З, с. 64 — 65] и обсудите их, используя вопросы, приведенные ниже.