Знание деятелей культуры и их современников

Работа с источником

Покори Воробьевы горы 2015-2016, заключительный этап, 10-11 кл.

И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: "О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя". Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода  Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить…

В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах…послал послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу, так говоря с мольбой: "Прими от нас, о боголюбивый и благоверный князь, во славу твою и честь… честные дары, которые с самого начала твоего рода и твоих предков являются царским жребием, чтобы венчаться ими на престол твоего свободного и самодержавного царства… теперь будешь ты называться боговенчанным царем, увенчанный этим царским венцом рукою святейшего митрополита кир Неофита с епископами".

1) Из какого произведения древнерусской литературы взята эта цитата?

2) К правлению какого из московских государей относится его

возникновение?

3) Опишите, с какими явлениями общественной жизни того времени связано

возникновение подобных исторических легенд?

Ответ: 1) «Сказание о великих князьях Владимирских»

2) Василий III. Принимается также ответ – Иван III

3) развернутый ответ

И так еще говорит Петр, молдавский воевода: "Нужно, чтобы столь могущественный государь со всего царства доходы брал себе в казну и из казны своей воинам сердце веселил, тогда казне его конца не будет… Какова щедрость государя к воинам, такова и мудрость его"…

Так говорит Петр, молдавский воевода, о греческом царстве: "При царе Константине Ивановиче управляли царством греческие вельможи и крестное целованье ставили ни во что, совершали измены, несправедливыми судами своими обобрали они царство, богатели на слезах и крови христиан, пополняли богатство свое бесчестным стяжаньем. Сами они обленились и не стояли крепко за веру христианскую и в царе укротили воинственность ворожбой, путями соблазна, еретическим чародейством. Таким образом отдали они иноплеменникам-туркам на поругание и греческое царство, и веру христианскую, и красоту церковную"…

И говорит Петр, молдавский воевода: "Сильно и прославленно и всем богато это царство Московское! А есть ли в этом царстве правда?" А служит у него москвитянин Васька Мерцалов, и он спросил того: "Все ты знаешь о царстве том Московском, скажи мне истинно!" И стал тот говорить Петру, молдавскому воеводе: "Вера, государь, христианская добра, во всем совершенна, и красота церковная велика, а правды нет". Тогда Петр, молдавский воевода, заплакал и так сказал: "Коли правды нет, так ничего нет".

1) Из какого произведения древнерусской литературы взята эта цитата?

2) К какому веку относится его возникновение?

3) Обоснуйте, к какому общественному слою принадлежал автор этого

произведения? Какие явления русской общественной жизни того времени

нашли прямое или косвенное отражение в нем?

Ответ: 1) «Большая Челобитная» И.С.Пересветова; 2) XVI в.; 3) развернутый

ответ

Ломоносов 2013-2014, отборочный этап

Перед Вами текст из исторического источника. Ознакомьтесь с ним и выполните следующие задания:

1. Определите с точностью до года время, о котором идет речь в тексте.

2. Раскройте содержание выделенных терминов или поясните, о каких именно исторических деятелях идет речь.

3 На основании предложенного текста и собственных знаний напишите краткое (максимальный объем 1 страница А-4 12-м шрифтом) эссе по теме: «Складывание централизованного Российского государства в XV в.».

 «Те же отступники, подобно и прежним еретикам, научены были дьяволом, желая на своем поставить, на благочестье дерзнув, и великому князю не желая покориться, единодушно вопили: «За короля хотим!» А другие говорили: «К Москве хотим, к великому князю Ивану и к отцу его духовному, митрополиту Филиппу, — в православие!» Злодеи же те, восставшие на православие, Бога не боясь, послов своих отправили к королю с дарами многими, Панфила Селиванова да Кирилла Иванова, сына Макарьина, говоря: «Мы, вольные люди, Великий Новгород, бьем челом тебе, честной король, чтобы ты государю нашему Великому Новгороду и нам господином стал. И архиепископа повели нам поставить своему митрополиту Григорию, и князя нам дай из твоей державы».

Князь же великий, прослышав об этом, впал в скорбь и тужил о них немало: «Когда и не были еще в православии, от Рюрика и до великого князя Владимира, не отходили к другим государям, а от Владимира вплоть до сегодняшнего дня знали один его род и управлялись великим князем во всем, сначала киевским, потом владимирским, а теперь, в последние годы, все свое благочестье хотят погубить, от христианства к католичеству отступая. Но что делать, не ведаю, а возложу всю надежду мою на единого Господа Бога, и будет он милостив ко мне в этом». И возвещает он об этом отцу своему, митрополиту Филиппу, и матери своей, великой княгине Марии, и бывшим при нем боярам его и о том, что хочет идти на Новгород ратью. Они же, услышав это, советуют ему, упованье на Бога возложив, исполнить замышленье свое на новгородцев за их нарушения и отступничество».

1. 1471 год.

2. - великому князю Ивану - речь идет о московском князе Иване III (1462-1505)

митрополиту Филиппу - речь идет о митрополите Московском и всея Руси Филиппе I (1464-1473)/

к королю - Казимир Ягеллон, литовский князь с 1440 по 1492 гг.; с 1447 г. – польский король Казимир IV.

Рюрика и до великого князя Владимира – Владимир I Святославович, князь новгородский (970-988); киевский князь (980-1015). Рюрик – князь Новгорода (862-879), основатель княжеской, впоследствии царской династии, правившей с конца IX до конца XVI вв.От Владимира вплоть до сегодняшнего дня знали один его род – Новгород всегда управлялся представителями династии Рюриковичей.

Покори Воробьевы горы 2015-2016, заключительный этап, 7-9 кл.

Прочитайте фрагмент источника и ответьте на вопросы.

 

Царю, богом препрославленному и среди православных всех светлее являвшемуся, ныне же — за грехи наши — ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку запретил я языку моему, но, из-за притеснений тягчайших от власти твоей и от великого горя сердечного решусь сказать тебе, царь, хотя бы немногое.Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были

предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие благодаря мудрости их? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не боишься предстать перед неподкупным судьей — надеждой христианской, богоначальным Иисусом, который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не помилует гордых притеснителей и взыщет за все и мельчайшие прегрешения их, как вещают слова: «Он есть Христос мой, восседающий на престоле херувимском одесную величайшего из высших, — судья между мной и тобой».

Вопросы:

1) Кто автор этого текста?

2) Каково время его появления? \

3) Опишите, каковы были политические причины появления этого текста? В чем суть противоречий между автором текста и его адресатом?

Ответ: 1) князь Андрей Курбский

2) 1564 г.

3) Развернутый ответ

Эссе

ВОШ 2012-2013, заключительный этап, 2 тур, 9-11 кл.

«Ненавистное иго остановила культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами» (А.Н. Кирпичников)

Ломоносов 2014, заключительный этап, 10-11 кл.

Для обоснования авторской позиции необходимо:

- охарактеризовать положение Руси (Московии) к началу правления Ивана III (к середине XV в.);

- охарактеризовать основные направления деятельности Ивана III;

- проанализировать результаты этой деятельности (сравнить положение Руси в середине и в конце XV в.);

 - показать изменение международного положения Руси, ответить на вопрос: можно ли говорить об изменении отношения к Руси в Европе в результате деятельности Ивана III.

ВОШ 2011-2012, муниципальный этап, 10-11 кл.

«Иван III – правитель, которого по размаху его деятельности можно сравнить только с Петром I». (Н.С. Борисов)

3. «Грозный принял на себя ответственность за решение всех политических и нравственных вопросов своего времени. Рядом с Иваном Грозным не могло быть других взглядов».(Д.С. Лихачев).

Хронология событий

Ломоносов 2015, заключительный этап, 10-11 кл.

Ответ: Д В Г Б А

ВОШ 2011-2012, муниципальный этап, 11 кл.

Определите хронологический порядок событий. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу.

 а) возведение церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли;

б) написание А. Рублевым иконы «Троица»;

в) создание «Слова о законе и благодати»;

г) создание «Домостроя»;

д) возведение Аристотелем Фиораванти Успенского собора Московского Кремля;

е) создание «Повести о Шемякином суде».

Ответ: в а б д г е

 Ломоносов 2015, заключительный этап, 10-11 кл.

 

Ответ: Д В А Б Г

ВОШ 2011-2012, муниципальный этап, 10 кл.

а) возведение церкви Спаса (Преображения Господня) на Нередице;

б) написание А. Рублевым иконы «Троица»;

в) создание «Повести о разорении Рязани Батыем;

г) создание «Повести временных лет»;

д) распространение шатровых храмов на Руси;

е) создание «Хождения за три моря»

Ответ: г а в б е д

Покори Воробьевы горы 2014-2015, очный этап, 10-11 кл.

С каким из этих князей связано строительство Спасо-Преображенского собора в Переяславле Залесском?

а) Ярослав Мудрый

б) Владимир Мономах

в) Юрий Долгорукий

г) Даниил Галицкий

д) Александр Невский

Ответ: в) Юрий Долгорукий

 

Знание деятелей культуры и их современников

Какой художник является автором картин «Взятие снежного городка» и «Покорение Сибири Ермаком»?

Ряд

ВОШ 2011-2012, муниципальный этап, 9 кл.

 По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.

 Антон Фрязин, Петр Фрязин, Марк Фрязин, Алевиз Новый.

Ответ: Итальянские архитекторы, участвовавшие в сооружении

Московского Кремля

Лишний элемент

ВОШ 2011-2012, муниципальный этап, 10 кл.

Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните.

Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин, Аристотель Фиораванти.

Ответ: Лишний Фиораванти - не участвовал в строительстве стен и башен московского кремля. Остальные три — участвовали.

Современники

Ломоносов 2014, отборочный этап

Ответ: Андрей Рублев – Василий I

Митрополит Иларион – Ярослав Мудрый.

Федот Шубин – Екатерина II.

Федор Шаляпин – Николай II.

Митрополит Макарий – Иван IV.

Ответ:

Аристотель Фиораванти – Иван III.

Митрополит Иларион – Ярослав Мудрый.

Симеон Полоцкий – Алексей Михайлович.

Феофан Прокопович –Петр I.

Сильвестр – Иван IV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: