Лётная эксплуатация ACARS

 

Для изучения функционирования ACARS в работе используется компьютерный тренажёр MCDU ВС B737-500 (рис. 14).

Поскольку тренажёр создан для решения определённых рамками лабораторной работы задач, некоторые кнопки панели MCDU не симулированы.

Активными являются кнопки, которые непосредственно используются при эксплуатации ACARS: «PREV PAGE», «NEXT PAGE» - переключения между страницами, «SP» - пробел, «DEL» - удалить, «CLR» - очистить активное поле ввода, «MENU» - возврата в главное меню MCDU, а также кнопки цифр, букв английского алфавита и клавиши ввода, расположенные слева и справа дисплея.

В левой части экрана размещены клавиши выдачи преподавателем вариантов заданий и сигнализации о результатах проверки правильности их выполнения (после нажатия подсвечивается зелёным или красным цветом).

Справа находятся принтер для распечатки сообщений ACARS и красная кнопка закрытия программы.

Главное меню ACARS.

Чтобы зайти в меню ACARS необходимо выполнить два последовательных действия:

- нажать на кнопку «DLK»;

- в открывшемся «DATALINK (DLK) MENU» нажать кнопку «ACARS».

В открывшемся главном меню Acars Main Menu (рис. 15, а) имеется четыре активные кнопки: «COMPANY», «NEW MESSAGES», «FLIGHT INFORMATION» и «MISC». Рассмотрим назначение каждой кнопки более подробно.

Меню Acars Company.

При нажатии на кнопку со строкой «COMPANY» открывается меню Company «ACARS COMPANY» (рис. 15, б) с шестью активными строками:

 

а

б

Рис. 15. Меню ACARS: главное и Company

     

 

- «FLIGHT INITIZATION» для ввода основной информации о рейсе;

- «DELAY REPORTS» для сообщения диспетчеру о задержке в полёте;

- «ETA REPORT» (Estimated Time of Arrival Report) для сообщения диспетчеру о примерном времени прибытия в аэропорт назначения;

- «MESSAGE TO GROUND» для запроса на прибытие технических служб аэропорта, сообщений о происшествиях на борту и т.п.;

- «VOICE CONT REQUEST» для запроса диспетчера связи с экипажем на определённой частоте;

- «RETURN TO MAIN MENU» для возврата в главное меню.

Рассмотрим содержание и порядок ввода информации при нажатии экранных кнопок.

1. В меню Flight Initization (рис. 16, а) все кнопки являются активными. Здесь вводятся основные данные о полете: «FLIGHT NUMBER» - номер рейса, «DEPT» - аэропорт вылета, «DEST» - место назначения, «DAY» - число месяца, «ALT1» - запасной аэродром №1, «ALT2» - запасной аэродром№2 (по необходимости), «FLIGHT PLAN TIME» - примерное время в пути в часах и минутах, «FOB» - остаток топлива в тоннах и килограммах, «BOARDED FUEL» - количество топлива залитого в баки. Кнопка «RETURN TO COMPANY MENU» возвращает в меню Company. При необходимости введённую информацию можно распечатать  нажатием кнопки «PRINT».

Необходимая информация вводится последовательными нажатиями кнопок клавиатуры MCDU и отображается в левом нижнем углу экрана. Для удаления набранных символов предназначена кнопка «CLR» клавиатуры дисплея.

Нажатием на экранные кнопки слева и справа дисплея информация вводится в нужное поле. Удаление ошибочно набранных данных осуществляется посредством нажатия кнопки «DEL» на клавиатуре MCDU и соответствующей экранной кнопки.

2. В меню Delay Reports активна только одна кнопка – «ENROUTE DELAY». В открывшемся подменю (рис. 16, б) вводятся FOB - количество оставшегося топлива на борту, и «EST ON TIME» - время прибытия. Нажатием на кнопку «SEND» данная  нформация отправляется диспетчеру ОВД.

3. В меню ETA Report (рис. 16, в) по аналогии с подменю Enroute Delay вводятся «FOB» и «ETA», а также возможно введение дополнительной информации «SUPPLEMENTAL TEXT», например, об отказе правого двигателя. Аналогично введённое отправляется нажатием на кнопку «SEND».

4. В меню MSG To Ground указывается адрес, куда необходимо отправить сообщения. Это может быть не только диспетчер, но и другие технические службы, в частности службы авиакомпании, набирается необходимый Message Text и отправляется нажатием кнопки «SEND».

5. В меню Voice Cont Request (рис. 16, г) в строку «TO ADDRESS» вводится адрес получателя, в строку «CALL ME ON FREQUENCY» - частота связи с экипажем. Отправка сообщения - нажатием клавиши «SEND».

 

а б
в г

Рис. 16. Содержание и структура меню Company

 

Для возвращения в главное меню ACARS следует дважды нажать кнопку «RETURN TO COMPANY MENU» > «RETURN TO MAIN MENU».

Меню Flight Information.

В рассматриваемом меню (рис. 17, а) имеется две активные кнопки: «WEATHER REQUESTS» - запрос о погоде и «RETURN TO MAIN MENU» - возвращение в главное меню.

Кнопка «ATIS» не активна, так как пилоты а/к «Аэрофлот» не используют ее по причине того, что запросы ATIS стоят денег и в них нет особой необходимости. Достоточно знать погоду METAR.

В подменю Weather Requests (рис. 17, б) активна одна кнопка – «METAR(HOURLY)», при нажатии на которую открывается окно (рис. 17, в) запроса текущей погоды в аэропортах. Здесь заполняется лишь поле «SUPPLEMENTAL TEXT» вводом идентификаторов аэропортов. В представленной программе возможен ввод UWLW, UUEE, UWKD, ULLI, UUWW. Например, при выполнении рейса «Ульяновск-Восточный» - Санкт-Петербург-Пулково» для оценки погоды по маршруту запрашиваем погоду в аэропорту отправления (UWLW), каком-либо запасном (например, Казань, UWKD), прибытия ULLI.. В строку следует вводить не более двух идентификаторов.

После отправления запроса возвращаемся в главное меню ACARS и последовательным нажатием на кнопки «NEW MESSAGES» > «RECEIVED». переходим в меню Rec MSGS (рис. 17, г).

 

а б
в г

Рис. 17. Содержание и структура меню Flight Information

 

В правом верхнем углу экрана отображаются два присланных на наш запрос погоды сообщения, каждое из которых можно распечатать на принтере.

Меню MISC (miscellaneous – разное).

Меню «ACARS MISC» (рис. 18, а) открывается из главного меню ACARS нажатием кнопки «MISC» (рис. 15, а) и содержит три активные кнопки:

- «DATA FREQUENCY» - для настройки частоты ACARS;

- «OOOI STATUS» – для отображения текущей статистики по полету, выдаваемой FMC (в рамках работы вводится с клавиатуры);

- «RETURN TO MAIN MENU» – для возвращения в главное меню ACARS. Остальные клавиши предназначены для извлечения технической информации по ACARS.

В подменю Data Frequency «CMU DATA FREQ» (рис 18, б) производится подключение различных систем связи пилота с наземным пунктом управления ACARS для обмена информацией с диспетчерскими пунктами ОВД. Рекомендуется автоматический выбор кнопкой «AUTOMATIC», но имеется возможность настройки провайдера и региона в ручном режиме нажатием соответствующих кнопок, например, в случе неисправности. Выход из этого меню осуществляется нажатием на кнопку «RETURN TO MISC».

 

а б

Рис. 18. Меню MISC и подменю Data Frequency

 

Наименование подменю OOOI STATUS отражает содержание полей, представленных в данном меню («OUT», «OFF», «ON», «IN»). Здесь отображается статистика полета, cчисляемая FMS:

- «FLIGHT ID» - номер рейса;

- «DATE» - дата рейса;

- «OUT» - время снятия стояночного тормоза (здесь и далее указывается гринвическое время, например, 0129z (1 час 29 минут по гринвичу);

«OFF» - время взлета;

«IN» – время посадки;

«ON» - время постановки на стояночный тормоз.

В работе данные страницы «FCFRS OOOI STATUS» вводятся вручную по заданию преподавателя. При необходимости информацию можно распечатать нажатием кнопки «PRINT».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: