1. Гербарная папка размером 45 × 35 см, бумага (примерно 60-80 газетных полулистов для каждой экскурсии).
2. Нож для выкапывания растений.
3. Емкость для сбора грибов, мхов, лишайников.
4. Лупа для более тщательного рассматривания органов растения.
5. Фотоаппарат для фиксации растений в естественной среде его обитания.
6. Компас. Карта местности.
7. Этикетки.
8. Записная книжка, графитный карандаш.
9. Полиэтиленовые мешочки для сбора цветков, плодов и семян.
10. Рулетка.
11. Определитель растений.
12. Емкость для сбора водных растений.
13. Микроскопы: дорожный (МД), МВС-2, М-52 (для работы в лаборатории), цифровой микроскоп Optics Digital Lab2.
14. Гербарная сетка или пресс для сушки растений.
15. Термометр для измерения температуры воды и почвы.
16. Пинцет, скальпель, препаровальные иглы.
17. Чашки Петри, часовые стекла, пипетки и др.
18. Весы
19. Секаторы или ножницы
20. Дневник. В дневнике по практике заполнить необходимые таблицы.
Порядок выполнения работы:
1. Собрать гербарий раннецветущих видов растений в различных фитоценозах, определив состав растений в лиственном, хвойном, смешанном лесу, на лугах, опушках, болотах и т.д.
|
|
2. Установить характерные особенности в строении вегетативных и генеративных органов культурных растений. Описать в дневнике по семействам культурные растения.
3. Ознакомиться на практике с видовым составом сорных растений, с биологическими и экологическими их особенностями. По морфологическим признакам научиться определять полевые, рудеральные и придорожные сорные растения.
4. Ознакомиться с древесными, кустарниковыми и травянистыми растениями леса и обратить внимание на их экологические особенности. Ознакомиться с ярусным распределением надземных частей всех произрастающих на нем видов, ознакомиться с наиболее характерными ассоциациями леса. В зависимости от лесообразующих растений научить различать формации леса. Знать жизненные формы растений по Х. Раункиеру и А. Гризебаху. Наблюдения записать в дневнике.
5. Ознакомиться с различными типами лугов и их видовым составом. Отметить экологические особенности растений, связанные с различными условиями среды этих лугов. Научиться отличать злаки по типам кущения, описывать ассоциации луга и давать оценку продуктивности луга. По морфологическим признакам растений научиться определять условия его произрастания. Результаты наблюдений записать в дневник.
5.3. Зоология, биология с основами экологии
При прохождении общепрофессиональной практики обучающиеся раскрывают следующие вопросы:
- многообразие живых организмов;
- видовые особенности внешнего строения животных и их возрастных и половых различий;
|
|
- взаимосвязь биологических явлений и процессов;
- экологические закономерности как комплекс, регулирующий взаимодействие природы и общества;
Группа беспозвоночных по разнообразию и по количеству особей на планете занимает ведущее место в животном мире. В результате своей деятельности они оказывают значительное влияние на окружающую среду. Несмотря на значительный интерес ко многим группам беспозвоночных, наши сведения в отдельных случаях далеко не полные. В отличие от крупных животных полностью учесть численность беспозвоночных, входящих в ту или иную популяцию, за редчайшими исключениями, невозможно. Поэтому при учетах численности насекомых всегда используют косвенные методы, позволяющие сделать лишь приближенное заключение о численности их популяций.
Целью практики является закрепление основ теории и овладение методами исследования беспозвоночных в естественной среде. На практике студенты знакомятся с фауной беспозвоночных, овладевают методами наблюдений в природе, сбора материала и составления зоологических коллекций, определения биологических видов, а также началами исследовательской работы. Это способствует формированию экологического мышления и эстетическому развитию.
По окончании практики студент должен иметь представление о фауне беспозвоночных животных (как минимум «узнавать» фоновые виды), знать основные экологические группы беспозвоночных и их место в системе природы, понимать общие закономерности пространственного распределения, жизненных циклов и межвидовых отношений беспозвоночных животных.
В качестве практических навыков студент должен уметь отлавливать и коллекционировать беспозвоночных животных; распознавать следы жизнедеятельности, стадии жизненных циклов и защитные приспособления беспозвоночных; обнаруживать объекты в природных условиях; проводить рекогносцировочные исследовательские работы; иметь навыки описания экскурсий и отдельных объектов, технической зарисовки и работы с определителем.
Цель сбора коллекции беспозвоночных, являющегося частью практики – познание локальной фауны в тесной связи с региональными особенностями природной среды, экологическое объяснение наблюдаемого фаунистического состава, картины их географического распространения, ландшафтно-биотопического и микростациального распределения видов на изучаемой территории.
До того, как приступить к сбору насекомых для коллекции, студент обязан ознакомиться со списком и описанием охраняемых беспозвоночных региона сбора. Использовать в учебных коллекциях редкие и охраняемые виды недопустимо.