Материально-техническое обеспечение практики. Оборудование, необходимое для сбора и изучения растений

1. Гербарная папка размером 45 × 35 см, бумага (примерно 60-80 газетных полулистов для каждой экскурсии).

2. Нож для выкапывания растений.

3. Емкость для сбора грибов, мхов, лишайников.

4. Лупа для более тщательного рассматривания органов растения.

5. Фотоаппарат для фиксации растений в естественной среде его обитания.

6. Компас. Карта местности.

7. Этикетки.

8. Записная книжка, графитный карандаш.

9. Полиэтиленовые мешочки для сбора цветков, плодов и семян.

10. Рулетка.

11. Определитель растений.

12. Емкость для сбора водных растений.

13. Микроскопы: дорожный (МД), МВС-2, М-52 (для работы в лаборатории), цифровой микроскоп Optics Digital Lab2.

14. Гербарная сетка или пресс для сушки растений.

15. Термометр для измерения температуры воды и почвы.

16. Пинцет, скальпель, препаровальные иглы.

17. Чашки Петри, часовые стекла, пипетки и др.

18. Весы

19. Секаторы или ножницы

20. Дневник. В дневнике по практике заполнить необходимые таблицы.

Порядок выполнения работы:

1. Собрать гербарий раннецветущих видов растений в различных фитоценозах, определив состав растений в лиственном, хвойном, смешанном лесу, на лугах, опушках, болотах и т.д.

2. Установить характерные особенности в строении вегетативных и генеративных органов культурных растений. Описать в дневнике по семействам культурные растения.

3. Ознакомиться на практике с видовым составом сорных растений, с биологическими и экологическими их особенностями. По морфологическим признакам научиться определять полевые, рудеральные и придорожные сорные растения.

4. Ознакомиться с древесными, кустарниковыми и травянистыми растениями леса и обратить внимание на их экологические особенности. Ознакомиться с ярусным распределением надземных частей всех произрастающих на нем видов, ознакомиться с наиболее характерными ассоциациями леса. В зависимости от лесообразующих растений научить различать формации леса. Знать жизненные формы растений по Х. Раункиеру и А. Гризебаху. Наблюдения записать в дневнике.

5. Ознакомиться с различными типами лугов и их видовым составом. Отметить экологические особенности растений, связанные с различными условиями среды этих лугов. Научиться отличать злаки по типам кущения, описывать ассоциации луга и давать оценку продуктивности луга. По морфологическим признакам растений научиться определять условия его произрастания. Результаты наблюдений записать в дневник.

5.3. Зоология, биология с основами экологии

При прохождении общепрофессиональной практики обучающиеся раскрывают следующие вопросы:

- многообразие живых организмов;

- видовые особенности внешнего строения животных и их возрастных и половых различий;

- взаимосвязь биологических явлений и процессов;

- экологические закономерности как комплекс, регулирующий взаимодействие природы и общества;

Группа беспозвоночных по разнообразию и по количеству особей на планете занимает ведущее место в животном мире. В результате своей деятельности они оказывают значительное влияние на окружающую среду. Несмотря на значительный интерес ко многим группам беспозвоночных, наши сведения в отдельных случаях далеко не полные. В отличие от крупных животных полностью учесть численность беспозвоночных, входящих в ту или иную популяцию, за редчайшими исключениями, невозможно. Поэтому при учетах численности насекомых всегда используют косвенные методы, позволяющие сделать лишь приближенное заключение о численности их популяций.

Целью практики является закрепление основ теории и овладение методами исследования беспозвоночных в естественной среде. На практике студенты знакомятся с фауной беспозвоночных, овладевают методами наблюдений в природе, сбора материала и составления зоологических коллекций, определения биологических видов, а также началами исследовательской работы. Это способствует формированию экологического мышления и эстетическому развитию.

По окончании практики студент должен иметь представление о фауне беспозвоночных животных (как минимум «узнавать» фоновые виды), знать основные экологические группы беспозвоночных и их место в системе природы, понимать общие закономерности пространственного распределения, жизненных циклов и межвидовых отношений беспозвоночных животных.

В качестве практических навыков студент должен уметь отлавливать и коллекционировать беспозвоночных животных; распознавать следы жизнедеятельности, стадии жизненных циклов и защитные приспособления беспозвоночных; обнаруживать объекты в природных условиях; проводить рекогносцировочные исследовательские работы; иметь навыки описания экскурсий и отдельных объектов, технической зарисовки и работы с определителем.

Цель сбора коллекции беспозвоночных, являющегося частью практики – познание локальной фауны в тесной связи с региональными особенностями природной среды, экологическое объяснение наблюдаемого фаунистического состава, картины их географического распространения, ландшафтно-биотопического и микростациального распределения видов на изучаемой территории.

До того, как приступить к сбору насекомых для коллекции, студент обязан ознакомиться со списком и описанием охраняемых беспозвоночных региона сбора. Использовать в учебных коллекциях редкие и охраняемые виды недопустимо.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: