Психологические особенности могут быть как положительными, так и отрицательными. Рассматривая взаимоотношения детей друг с другом, можно выделить следующие положительные особенности: необходимость помогать родителям с младшими детьми формирует у старших детей чувство ответственности, учит их заботиться о близких. Между разными поколениями детей возникает чувство привязанности, трепетного отношения друг к другу. Однако в неблагополучных семьях ситуация может сложиться по-другому. Иногда в связи с тяжелым материальным положением и неспособностью родителей уделять много времени детям они остаются без присмотра и растут сами по себе. Между ними вспыхивают ссоры, недомолвки. Нередки также случаи, когда дети из многодетных семей ощущают себя ненужными, брошенными, в связи, с чем их самооценка часто занижена по сравнению с их сверстниками. А иногда они чувствуют себя способом для получения государственных субсидий. Такая ситуация, к сожалению, часто является реальной. Что касается взаимоотношений супругов в многодетной семье, они также имеют свои особенности. Если брак изначально построен на любви и взаимном доверии, дети только упрочат его и будут приносить родителям радость. Такие семьи становятся только крепче, когда появляются дети. Но на практике нередки случаи, когда большое количество детей превращаются для родителей просто в груз и препятствует развитию нормальных взаимоотношений между супругами. Часто у родителей за множеством забот просто не остается времени и сил поговорить друг с другом. К психологическим особенностям взаимоотношений детей и родителей в многодетной семье можно отнести следующие: при благоприятных условиях между ними формируются теплые взаимоотношения, чувство поддержки и взаимопомощи. А при неблагоприятном раскладе дети часто оказываются предоставлены сами себе. Что касается взаимоотношений с обществом, то они напрямую связаны с психологическим климатом многодетной семьи.
|
|
55. Сексуальное насилие над детьми: содержание проблемы, характеристика факторов риска. (+Смотри 52 вопрос)
Реакции ребенка на совершенное сексуальное насилие могут быть самыми разнообразными: 1.Травматические стрессовые реакции. Состояния страха и тревоги относятся к тем симптомам, которые возникают у этих детей как непосредственные, так и отсроченные реакции на травму.
2.Подозрительность и недоверие. Детям, которые подверглись сексуальному насилию или оскорблению и тем самым испытали или пережили родительское предательство, очень трудно установить доверительные отношения со взрослыми. Они больше не ожидают от своих родителей поддержки и помощи в реализации себя.
|
|
3.Депрессия и суицидальное поведение.
4.Гиперсексуальность.
5.Избегание сексуальных стимулов. Могут отмечаться сильная тревожность и эмоции страха по отношению к сексуальным стимулам. И как следствие этого сексуальная индифферентность.
6.Нарушение половой идентификации.
7.Низкая самооценка.
8.Импульсивность и поведенческие расстройства.
9. Потеря интереса к школе.
Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
Часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании условно можно разделить на три группы: 1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);
2) недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
3) недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.
Первая группа педагогических ошибок родителей - неправильные представления об особенностях проявления родительских чувств.
Пожалуй, самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви.
Рассматривая ребенка как личную и частную собственность, такие родители могут либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую прихоть, либо постоянно наказывать, испытывая на нем самые жестокие средства воздействия, либо всяческими способами уклоняться от занятий с ним, предоставляя ему полную свободу. При этом они могут искренне верить в то, что делают это исключительно для его же блага, помогают ему в жизненном становлении. Одним из наиболее распространенных типов неправильного семейного воспитания является гиперопека (чрезмерная опека без учета индивидуальных особенностей, интересов и склонностей самого ребенка или же возведение даже незначительных его успехов в ранг выдающихся способностей – воспитание по типу «кумира семьи»).
2. Наиболее часто это проявляется в неумении учитывать возрастные изменения в психике ребенка и обращение с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма. Особенно ярко негативизм проявляется в подростковом возрасте.
3. Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье, и первыми людьми, у которых заимствуется опыт социального поведения, являются родители. Подражая им и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними те правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме.