ВВЕДЕНИЕ
Предмет исторической науки и задачи курса. Русская историческая школа и ее достижения. Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев и др. Советская историческая школа и ее особенности. Сущность, формы и функции исторического познания. Всемирно-исторический процесс: единство и многообразие. Понятия формации и цивилизации. Типы цивилизаций. Феномен России. Варианты периодизации отечественной истории.
Литература
Блок М. Апология истории. – М., 1986.
Данилевский И.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
Иванов А.В. Запад – Россия – Восток (сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентиров). – М., 1993.
История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца ХIХ века: Учебное пособие. – Екатеринбург, 2001.
Ключевский В.О. Методология русской истории // Соч. в 9 тт. – М., 1989. Т.6.
Поляков Ю.А. Историческая наука: Люди и проблемы. – М., 1999.
Портреты историков: Время и судьбы: В 2 т. – М., 2000.
Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. – М., 1987.
|
|
Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1992.
МОДУЛЬ I
РУСЬ В IХ – ХV вв.
1. Восточнославянский мир в VI-IX вв.
2. Древнерусская государственность: этнокультурные и социально-политические особенности ее становления.
3. Русь между Востоком и Западом (ХIII-ХV вв.). Проблемы взаимовлияния между Золотой Ордой и русскими землями.
4. Объединительные тенденции в русских землях. Специфика формирования единого централизованного государства. Роль Ивана III в этом процессе.
Методические рекомендации к изучению модуля
В процессе изучения исторического материала данного блока необходимо уделить особое внимание следующим аспектам.
Во-первых, необходимо выяснить причины славянской колонизации Великой Русской равнины, основное занятие восточных славян, общественный строй, формирование племенных союзов. Уместно дать характеристику природно-климатических, геополитических и других факторов, определивших особенности национального характера, жизненного уклада народов, населявших эту территорию, социально-экономическую и духовно-нравственную сущность русского государства. Особого внимания заслуживает проблема колонизационного характера освоения территорий, что определило в будущем ряд особенностей в развитии государства.
Во-вторых, обратите внимание на предпосылки образования Древнерусского государства, его специфику. Складывание государственности у восточных славян тесным образом связано с историческими личностями князей. Определите место и роль тех из них, кто стоял у истоков территориального расширения государства, формирования его политического устройства, христианизации и укрепления международного авторитета. Процесс образования Древнерусского государства нельзя рассматривать в отрыве от подобных процессов в Европе и Азии. Историко-сравнительный подход предполагает поиск ответа на вопрос: что общего и особенного в развитии Руси, Западной Европы и восточных обществ на ранней стадии зарождения государственности? Процесс образования Русского государства имеет несколько исторических толкований. Для их понимания необходимо разобраться в «норманнской», «антинорманнской» и современной российской версиях происхождения древнерусской государственности.
|
|
В-третьих, особого внимания заслуживает удельный период в истории Древней Руси. В его изучении следует руководствоваться следующими вопросами: можно ли рассматривать раздробленность Руси в начале ХII в. как закономерный этап исторического процесса? Чем объяснить отличительные особенности социально-экономического и политического устройства Северо-Западной, Юго-Западной и Северо-Восточной Руси? Что послужило причиной достаточно быстрого завоевания Руси монголами? Русские земли в составе Золотой Орды: особенности социально-политического развития и управления. Православная церковь в условиях монголо-татарского ига. Проблема московско-литовских отношений. Общественный и политический строй Литовской Руси.
В-четвертых, необходимо разобраться в непростых объективных и субъективных предпосылках зарождения освободительной борьбы в русских землях. Почему князья в Северо-Восточной Руси выступают инициаторами противостояния Золотой Орде? Каковы роль и значение Куликовской битвы в общественном сознании народа и судьбе государства? Объединительные тенденции в русских землях в ХV в. и исторические предпосылки формирования деспотического самодержавия на Руси, его причины и отличительные черты. Становление государственных институтов при Иване III.
Исторические термины и понятия
Антинорманнская теория, баскак, бояре, вассал, вече, военная демократия, вотчина, закуп, князь, кормление, местничество, норманнская теория, община, ордынский выход, погост и урок, полюдье, поместье, помещик, служилые люди, удельные князья, удельные земли, ярлык.