УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
_______________________ С.И.Коптева
________________________________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-___________/уч.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Учебная программа учреждения высшего образования
По учебной дисциплине для специальности
1-23 01 04 Психология
2016 г.
Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-23 01 04 Психология», утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 № 88.
Составитель:
Степанова Л.Г., старший преподаватель, кафедры клинической и консультативной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». _________________________________________
Рецензенты:
Пергаменщик Л.А., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и семейной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», профессор; _____________________
|
|
Трухан Е.А., доцент кафедры психологии учреждения образования «Белорусский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент _______
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой клинической и консультативной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
(протокол № __ от ________2016 г.) ________________________ Е.С.Боброва;
Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
(протокол № __ от ________2016 г.)
Оформление программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.
Методист УМУ БГПУ
________С.А. Стародуб
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Психологическое консультирование» предназначена для реализации на I ступени высшего образования.
Учебная программа дисциплины «Психологическое консультирование» разработана в соответствии с Образовательным стандартом и учебным планом по специальности 1-23 01 04 Психология.
В современных условиях отечественного психологического образования консультативная психология становится важной профессионально специализированной дисциплиной для будущих психологов, предназначенной не только для их общей осведомленности в сфере истории и теории, но и для знакомства с основными технологиями и методиками профессионального психологического консультирования. Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у человека, обратившегося за помощью, могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.
|
|
Для успешного усвоения данной учебной дисциплины необходимы знания по философии, истории психологии, общей психологии, социальной психологии, психологии семьи, психологии развития, педагогической психологии, психологии личности, теории и практике психологической помощи.
Цель учебной дисциплины – усвоение теоретических знаний по дисциплине «Психологическое консультирование», закономерностей, принципов, условий консультативного процесса, факторах, влияющих на характер его протекания; формирование у них целостной системы знаний об основных параметрах консультативной беседы, ее структуре, разновидностях; подготовка личности к будущей профессиональной деятельности; а также развитие профессионального мышления и мировоззрения психолога, его готовности к самообразованию.
Задачи учебной дисциплины:
– усвоение студентами базовых понятий, отражающих содержание дисциплины;
– усвоение основных представлений о различных теоретических направлениях психологического консультирования;
– усвоение знаний относительно процедур и техник психологического консультирования;
– теоретическое овладение технологией проведения консультативной беседы;
– овладение знаниями консультирования по специальным проблемам.
Программа учебной дисциплины содержит вопросы, разработанные на основе анализа современных отечественных и зарубежных исследований в области консультативной психологии, на основе накопленного в литературе опыта консультативной практики. Для каждой темы определены формы работы: лекции, семинарские занятия.
Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины «Психологическое консультирование» определены в соответствии с образовательным стандартом высшего образования I ступени.
Изучение учебной дисциплины должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.
Требования к академическим компетенциям специалиста
Специалист должен:
– АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
– АК-4. Уметь работать самостоятельно.
– АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.
Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
Специалист должен:
– СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.
– СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.
Требования к профессиональным компетенциям специалиста
Специалист должен быть способен:
Обучающая деятельность
– ПК-2.Знать сущность, содержание и структуру образовательных процессов.
– ПК-3. Владеть системой знаний об истории и современных направлениях развития психолого-педагогических наук и их методах.
Воспитательная деятельность
– ПК-8. Планировать, организовывать и осуществлять воспитательную и идеологическую работу.
– ПК-10. Владеть эффективными способами коммуникаций с учащимися, родителями, представителями общественных организаций.
Организационно-управленческая деятельность
– ПК-41. Структурировать знания, выделять главное, логически выстраивать изложением материала, выделяя основные причинно-следственные связи.