Для организации эффективного педагогического общения необходимо знать структурные компоненты организации обще-ния, то есть этапы. Этапы профессионально-педагогического общения разработаны В. А. Кан-Каликом.
Первый этап. Моделирования. Моделирование общения осу-ществляется на основе планирования коммуникативной струк-туры:
–прогнозирование результатов общения;
– определение педагогических целей и задач общения;
–анализ общей педагогической и нравственно-психологиче-ской ситуации в классе или аудитории;
–учет творческой индивидуальности самого педагога; – учет индивидуальных особенностей учащихся;
– определение предлагаемой системы методов и приемов общения.
Все это вместе взятое представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Правильно прогнозированная методическая и со-держательная структура общения должна способствовать эф-фективному результату.
Второй этап. Организационный. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с учащи-мися, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психоло-гического аспектов педагогической деятельности.
|
|
Важнейшими элементами этого этапа являются:
•конкретизация спланированной модели общения;
•уточнение условий и структуры предстоящего общения;
•осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью из-бранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения, от того, как он орга-низует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации не-посредственного педагогического общения, зависит успех. Управ-ление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
Третий этап. Управление развивающимся процессом обще-ния. Методы обучения, воспитания и система общения должныбыть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.
Четвертый этап. Анализ осуществленной системы общения
и моделирование общения в предстоящей деятельности. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым про-гнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.