Этика -наука, занимающаяся изучением нравственной ценности человеческих стремлений и поступков.
Этика – «ethos» (греч.): обычай, нрав.
Медицинская этика – совокупность норм поведения и морали медицинского работника.
Деонтология – «deon» (греч.) долг
Деонтология- наука о должном в поведении человека; учение о долге врача не только перед больным, но и перед общесвом.
Медицинская деонтология – составная часть медицинской этики, носит более конкретный характер, имеет специфику отдельных медицинских специальностей.
Биоэтика ( американский биолог В. Поттер, 1969г.) – соединение биологических знаний и человеческих ценностей.
Аспекты:
А. 1. отношения больного и медицинских работников,
2. отношения родственников больного и медицинских работников,
3. отношения медицинских работников между собой.
4. права (этика) пациента.
Б. внутренний облик и внешний вид.
Исторические модели:
1. модель Гиппократа – не навреди;
2. модель Парацельса – делай добро;
3. модель Бентама – соблюдение долга (XIXв.);
|
|
4. модель Поттера – уважения прав и достоинств человека.
Проблемы:
1. Взаимоотношения прав врача и прав человека.
1.1. патерналистская (pater – отец)
1.2. антипатерналистская автономия пациента → право пациента на информирование → информационное согласие → компетентность пациента (вежливость, доброжелательность, индивидуальный подход).
1.3. коллегиальная
1.4. интерпретационная
2. Ошибки и ятрогении (20-е годы 20 в.)
- диагностические
- тактические
- технические
- организационные
- ведения документации
- деонтологические
3. «Жизнь как ценность».
- аборт
- репродуктивные технологии
- генетическое клонирование.
4. «Физика и метафизика смерти»
- эвтаназия (активная – применение средств, пассивная – отказ от лечения)
- трансплантация
5. «Социальная справедливость здравоохранения»
- равенство, доступность, милосердие в условиях платных медицинских услуг.
6. «Этика социальных болезней»
- СПИД
- Туберкулез
- Психические расстройства и расстройства поведения
- Сифилис
7. «Этика биологических экспериментов на животном и человеке».
Медицина, этика и деонтология тесно связаны.
Врачебная этика и мед деонтология-это выражение высокого долга, общечеловеческой гуманности в специфических условиях профессионал деятельности.
Врачебная этика-раздел науки о роли нравственных начал в деятельности врача, о его высокогуманном отношении к больному как необходимом условии успешного лечения и укрепления здоровья человека.
Неизменно главной остается проблема взаимоотношений врача и больного, медика и пациента. Вокруг этого стержня мед. этики и деонтологии вращаются проблемы медработника и лиц, окружающих больного, врачей друг с другом и иного медицинского и парамедицинского персонала, мед- работников с различными слоями и группами общества.
|
|
К актуальным вопросам мед. этики и деонтологии относятся также проблемы врачебной тайны, врачебной ошибки, эвтаназии, право эксперимента на себе (врача, медика), на мед вмешательство без согласия больного, а также вопросы трансплантации органов и тканей, генной инженерии, знахарства, парамедицины и др.
Биоэтика -дисциплина, имеющая дело с этическими проблемами, возникающими в результате прогресса медицины и биологии, занимающуюся изучением этических проблем, являющихся следствием медико-биологических исследований и их применения в таких областях, как трансплантация, генная инженерия и искусств оплодотворение.
В формировании правильных взаимоотношений медсестры с больными их родственниками, коллегами имеет значение не только духовный, но и внешний облик медсестры. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медсестры и в частности, степень ее заботы.
Внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что врачам следует "держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных". Нельзя забывать, что больные хотят видеть медицинского работника идеальным специалистом, но если они обнаруживают недостатки в его внешнем виде, то относят их к его профессиональной деятельности. Мед. Работник не должен допускать небрежности при осмотре больных. Нельзя, например, не вымыть руки перед осмотром больного на дому. Неприятность недопустима, так как в представлении больного она снижает престиж медицинского работника. Бывает и у медсестры неприятное ощущение при виде неприятного пожилого или тяжелого больного. Но всякий избравший труд медика должен твердо помнить, что в медицине нет грязной работы.
Ярко накрашенные губы. Длинные лакированные ногти, пальцы, унизанные драгоценностями, ультрамодная прическа …
А больной ведь неравнодушен к этому. В излишнем внимании мед. работника к собственной внешности он может заподозрить невнимание к себе как к больному. Желание иметь импозантную внешность довлеет у некоторых мед. работников над профессиональной осмотрительностью. Они забывают, что не полностью закрыта рукавом халата трикотажная кофточка, шерстяное платье увеличивают возможность инфицирования окружающих. "Что касается внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, он не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию" (Гиппократ). Не будет доверия к мед. Работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Очень скоро становится понятной больному искренность и там, где он видит нарочитую вежливость, навязчивую услужливость, "дежурную" улыбку. Мед. работник должен уметь держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно и без видимых усилий расположить к себе больных - во всем быть естественными красивым.
Внешность медработника должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину, сочетать мягкую строгость с красивой простотой форм и оставаться в известных пределах неизменной. Отклонения могут быть лишь незначительные. Медицинская "униформа" не нуждается в украшательстве. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов врача, строгость его в выполнении своих профессиональных обязанностей. Опрятность всегда ассоциируется в представлении больного с хорошей его профессиональной подготовкой. Больной уверен, что аккуратный мед. работник может хорошо лечить. В то же время яркая губная помада, броская прическа, стук каблучков - все это напоминает тяжелобольному радости, которых он временно или навсегда лишается. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, недовольство врачом. Страдание усугубляется. Внешний вид должен гармонично дополнять внутреннюю привлекательность мед. работника, успокаивать больного вызывать приятные впечатления у его родственников, помогать установлению с ними хороших, доброжелательных отношений.
|
|
Вопросы медицинской психологии в деятельности среднего медицинского работника.
Взаимоотношения между больным и медицинским работником зависят не только от индивидуальных особенностей больного, его психики, но и от личности и поведения медицинского работника, его общей и профессиональной культуры, соблюдения принципов этики и деонтологии. Основная ответственность за характер этих взаимоотношений, столь важных для успешного лечения, всегда ложится на медицинского работника. Он обязан, строя свои взаимоотношения с больным, учитывать особенности его личности, переживания.
Общеизвестно, что эффективность лечения во многом зависит от веры больного в выздоровление, а это в свою очередь тесно связано стой степенью доверия, которое он питает к врачу и в целом к медицинскому персоналу отделения.
Образно говоря, лечение начинается с регистратуры и приемного покоя, с места ожидания предстоящего врачебного исследования. Обстановка приема больного должна быть четкой, деловой и вместе с тем простой. В кабинете врача и коридорах должна быть тишина, воздух всегда свежий. Необходимо бороться с так называемыми больничными запахами. Оформление кабинетов, залов ожидания преследует единственную цель - успокоить больного, сообщить ему чувство уверенности. Витрины и плакаты следует подбирать так, чтобы они способствовали воспитанию санитарно - гигиенических и профилактических навыков, не содержали материалов, напоминающих больному о страданиях, и исключали возможность ятрогении.
|
|
Прямая обязанность врача и медицинской сестры - разрушить психологическую преграду в контакте с больным, вызвать его доверие, создав обстановку участия и теплоты. Следует помнить, что больной, особенно при первой встрече с медицинскими работниками, очень внимательно следит за каждым их жестом, выражением лица и речью, старается уловить в их словах и поведении нечто такое, что располагает к доверию и откровенности. В зависимости от того, насколько стремление больного рассказать о себе будет понято и поддержано во время первой беседы, настолько прочен окажется контакт с врачом в дальнейшем. Только после установления контакта с больным можно переходить к оценке результатов анализов и других вспомогательных методов обследования. Необходимо, чтобы больной понял, что медицинских работников, к которым он пришел за помощью, интересуют не только вопросы диагностики, но и обратившийся к ним человек.
Особое значение имеют культура речи врача, а также содержание беседы. При ответах на вопросы больного нельзя ограничиваться общими фразами, так как это вызовет у него тревогу за исход болезни, сомнение в квалификации врача.
Доверие больного к медицине может быть подорвано, в том случае, если он заметит, что между врачом и медицинской сестрой натянутые отношения, если сестра во время приема допускает не относящиеся к делу реплики, нечетко выполняет указания врача. У больного могут возникнуть сомнения в компетенции медицинских работников, в целесообразности сделанных ими назначений, особенно если прием проходит сухо, формально, без должного выслушивания и осмотра больного и ограничивается выпиской рецептов.
Из расстройств психики наиболее часто у больных возникает чувство тревоги, даже страха за исход заболевания. При этом разные люди в зависимости от возраста и профессии, интеллекта, степени культурного развития и характера относятся к своему недугу по-разному.
Эффективность назначения физиотерапии, медикаментозного и иного лечения нередко зависит от веры больного в пользу терапевтических мероприятий. В этом чувстве веры отражается успех лечения. Медицинская сестра при выполнении назначенных врачом процедур должна уметь войти в контакт с больным и своим поведением, беседами с больным поднимать у него настроение и укреплять веру в успешное лечение.