Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры

КОНСПЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Преподаватель: А.В. Часовникова

Семестр

Задание 10.   

Полностью (!) переписать в тетрадь материал из файла по теме 17. Это задание на пару по расписанию 3 июня. Срок исполнения 03 – 10 июня 2020 года.

Не забываем присылать предыдущие задания (темы 1-15).

Тема 17. Философия и культура.

Вопрос 1. Понятие культуры: теория происхождения культуры, ее структура.

Современная культурология определяет культуру как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также систему исторически сложившихся знаний, идей и социальных норм, отражающих активную деятельность людей и направленных на урегулирование общественных отношений.

Теория происхождения культуры.

В переводе с латинского языка термин культура означает «обработка земли», однако впоследствии это слово приобрело и другие значения: воспитание, культивирование духа и др. В эпоху Возрождения выявилась тенденция связывать культуру с различными областями духовной жизни общества: моралью, искусством, религией, философией. Культура является неотъемлемой частью общества. Она возникла одновременно с человеком и развивается вместе с ним. Более четкое значение термину "культура" впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф (1632 – 1694). Он применил этот термин к "человеку искусственному", воспитанному в обществе. В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества.

Структура культуры.

В структуре культуры можно выделить материальную и духовную стороны, которые теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, границы между ними являются подвижными.

1. Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности общества и ее результаты.

2. Духовная культура представляет собой активный творческий процесс, в ходе которого создаются духовные ценности, обеспечивающие условия для развития общества, его мобильность и динамичность.

 

Вопрос 2. Закономерности в развитии культуры.

Эту систему образует ряд закономерностей:

1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление.

2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни.

3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. При рабовладении система ценностей строится иначе, по линии свободный - раб.

4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда.

5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др).

Вопрос 3. Массовая и элитарная культура. Культура и контркультура.

Массовая и элитарная культура.

Понятие элита обозначает лучшее. Существует политическая элита (часть общества, обладающая легитимной властью), экономическая элита, научная элита. Немецкий социолог Г.А. Лансбергер определяет элиту как группу, которая в значительной мере влияет на решения по ключевым вопросам. Ортега-и-Гассет считал, что элита – это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Элита – это узкая прослойка общества, способная в своём сознании генерировать ценности культуры.

 Элитарная культураэто высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Массовая культура -это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Массовая культура (от лат. massa – комок, кусок) -явление культуры XX в., порожденное научно-техническим прогрессом, урбанизацией, разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и социальных границ. Время ее появления – середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофон) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX — XX веков.

 

Культура и контркультура.

Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, противопоставляющих себя традиционной культуре.

Молодые бунтари, выступая против державных установок западной культуры, противопоставили им собственные ценности.

Субкультуры автономны, закрыты, претендуют на то, чтобы заменить собою культуру. Битничество зародилось в 1945 году. Бунт в 50-х годах → поиск собственных субкультурных ориентации. Рок музыка. Тинейджеры - еще одна субкультура - от 13 до 19 лет - рокеры и панки, теды (противники панков, хранители социального порядка).

Вопрос 4. Кризис культуры и пути его преодоления.

Кризис культуры.

Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры

Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культу­ра как интегрирующее начало общественного развития охва­тывает не только сферу духовного, но во все большей степени — материального производства. Вражда двух культур может привести к гибели человечества.

Машина — значительная часть культуры — в XX веке осваивает гигантские территории и овладевает масса­ми людей, в отличие от прошлых эпох. Эта новая форма организации массовой жизни разру­шает красоту старой культуры, старого быта и, лишив культурный процесс оригинальности и индивидуальности, формирует безли­кую псевдокультуру.

Созданный человеком огромный мир культуры: государст­во, языки, наука, искусство, технологии и прочее — грозит ухуд­шить саму человеческую сущность. Космос культуры перестает подчиняться человеку и живет по собственным законам, выходя­щим за пределы духа и воли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: