Новгородская архитектура XI - XII в.в

Каменный новгородский Софийский собор относится к XI в. (1045-1050) и был заложен только восемью годами позднее киевского. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. В Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту. Поэтому стены новгородской и киевской Софии внешне очень сильно различаются, хотя все наиболее ответственные конструкции в Новгороде выполнены, как и в Киеве, из кирпича в технике со скрытым рядом. Новгородский Софийский собор полностью сохранился до наших дней, хотя в значительно перестроенном виде.

Новгородский Софийский собор

Начало XII в. дает в Новгороде целую серию больших каменных построек:

Собор Николая на Ярославовом дворище, 1113г.

Собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре 1116г.

Собор Георгия в Юрьевом монастыре 1119г.

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках 1127г.

При разности размеров и конструкции, постройки имеют общие черты, один ряд которых обусловлен эпохой и социальным содержанием культуры, их породившей, другой - именно местными особенностями, определяющими «новгородское» лицо памятников.

При индивидуальном разнообразии, есть тем не менее у памятников раннего новгородского зодчества общие черты, очевидно обусловленные складом местного художественного мышления. Это, главным образом, стремление простыми средствами достигнуть внушительности и величия. Ранние новгородские соборы самыми своими массами, вытянутыми вверх фасадами и мощным подъемом абсид, сдержанной обработкой тех и других производят очень сильное впечатление. Но его надо характеризовать именно чертами простоты, а не суровости или аскетизма. «Аскетическим» не был внешний вид даже самых огромных новгородских соборов. Стены Софии радовали глаз своими открытыми аркадами и живописной кладкой из свободно расположенных разных по величине камней, обрамленных фресками из розового раствора; стены других соборов - ритмом своих окон и ниш.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: