Деятельность культурно-досуговых и образовательных учреждений по сохранению и развитию традиционной культуры

К учреждениям культурно-досугового типа относятся: библиотеки; музеи; парки культуры и отдыха; дворцы культуры; дворцы молодежи; культурно-спортивные комплексы; центры ремесел; дома народного творчества; социально культурные центры; информационно-методические центры и другие. Многие из них занимаются делом сохранения и развития народного искусства в той или иной мере, но особая роль принадлежит клубным учреждениям. Культурно-досуговая деятельность направлена на организацию свободного времени, развитие творческих способностей людей и осуществляется через массовые мероприятия, которые пропагандируют народное творчество, через деятельность творческих коллективов, систему конкурсов, фестивалей, смотров народного самодеятельного творчества.

Проводят  народные праздники (Рождество, Масленица, Иван Купала, и др.), организаторы обращаются к истокам, изучают традиции, обычаи, обряды различных национальностей. Народный праздник не обходится без народных гуляний – изобилия песен, частушек, скоморошьих забав.

В последнее время стали популярными такие формы культурно-досуговой деятельности, которые осуществляются на фольклорно-игровых традициях: молодецкие игры (спортивно-художественный праздник), посиделки, вечерки, на которых старое поколение в игровой, непринужденной форме может поделиться своим опытом.

Организуя свободное время людей разного возраста, досуговые учреждения ведут большую работу по созданию и развитию кружков, коллективов различных жанров самодеятельного творчества, клубов по интересам, любительских объединений, студий, школ. Концерты – как результат творческой деятельности коллективов художественной самодеятельности, играют большую роль в пропаганде народного искусства. Этому же способствуют конкурсы, фестивали, смотры самодеятельного творчества, которые в то же время ставят задачи сохранения и приумножения культурных традиций, повышения художественного уровня исполнительского мастерства.

С целью развития традиций народного художественного творчества проводятся фестивали, смотры, конкурсы народ­ного творчества.

Среди них:

фестиваль национального костюма «Марий вургем пайрем унала ужем»; «Михаил Мурашко приглашает друзей» (хореографический жанр); «Славянские напевы» (вокальный жанр); «Ший памаш» (эстрадной песни); «Корни предков» (фольклорные коллективы); «Каскад» (театральный жанр); фестиваль свадебных обрядов; фестиваль видеофильмов и многие другие.

 

К образовательным учреждениям относятся: д етские дошкольные учреждения, школы искусств, детские музыкальные, художественные школы, средние и высшие учебные заведения.

Наиболее эффективным способом включения традиционной народной культуры в социокультурный процесс является метод целенаправленного постепенного, поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в различные формы деятельности, согласно индивидуальным и возрастным особенностям личности ребенка.

Учреждения культурно-досуговой сферы в настоящее время стали активно развивать направление приобщения детей к традиционной культуре. Путем проведения различных народных праздников, концертов, фестивалей; участия в различных кружках, студиях, ансамблях, коллективах. Такие как, фестиваль «Серебряный башмачок», «Калейдоскоп» (любительские театральные коллективы); «Кугезе вож» (национальной музыки), республиканский конкурс-фестиваль «Моя лучшая семья»; республиканский новогодний праздник «Теле йомак» и многие другие.

Распространению фольклора способствуют периодиче­ские издания (журналы «Народное творчество», «Живая ста­рина», «Этносфера» и другие), а также телевизионные пере­дачи (например, «Русский дом», «Играй, гармонь»).

На телевизионных каналах, вопросам традиционных культур народов России уделяется недостаточное внимание. Да, действует телеканал «Культура», его работа заслуживает одобрения и всяческой поддержки. Однако его передачи в большей степени посвящены культуре высших достижений. Народная культура освещается эпизодически.

Таким образом, в последние годы в России раз­виваются различные направления деятельности по сохране­нию и развитию народной художественной культуры. В этой деятельности предстоит участвовать и выпускникам вузов культуры и искусств.

Для активизации деятельности по возрождения народных традиций и сохранению культурного наследия необходимо решать следующие задачи:

1. Популяризация народных традиций посредством организаций народных гуляний, обрядовых празднеств, фестивалей народного творчества

2. Обучение и воспитание подрастающего поколения с целью формирования этно-художественного сознания, основанного на традициях народной педагогики

3. Популяризация различных стилей, жанров НХТ (в кружках, студиях, мастерских, любительских объединениях)

4. Содействие в создании любительских объединений декоративно-прикладного творчества на базе местных предприятий, художественных промыслов и ремесел

В настоящее время необходимо создавать в каждом селе, районе, области фольклорные центры, школы, дома традиционной культуры, чтобы заниматься сбором, сохранением и передачей своего родного национального богатства нашим детям, внукам, правнукам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: